В 2024 году в индустриальном парке «Руднево» открылся первый флагманский центр практической подготовки колледжей Москвы Фото: Пресс-служба ДОНМ

Почти 1,5 тысячи студентов изучают беспилотные технологии в колледжах Москвы

  • Пресс-служба Департамента образования и науки г. Москвы
  • 5.05.2025

Профессии, связанные с беспилотными летательными аппаратами (БПЛА), получают почти 1,5 тысячи студентов столичных колледжей. Эти специальности стали одними из самых востребованных на рынке труда. Зарплаты операторов дронов и мастеров по производству беспилотников достигают 250 тысяч рублей.

«За время обучения студенты получают все необходимые практические навыки — от программирования и настройки беспилотников до регулировки систем, пайки и монтажа электрооборудования. Ребята учатся пилотировать летательные аппараты самолетного, мультироторного и гибридного типов. Практические компетенции они оттачивают в современных мастерских и лабораториях. Например, студенты занимаются на специальных летных симуляторах и запускают дронов на настоящих полигонах. Кроме того, проходят стажировки на крупнейших предприятиях, занимающихся производством беспилотных летательных аппаратов в России», — рассказали в пресс-службе столичного Департамента образования и науки.

Первые направления, связанные с БПЛА, появились в 2017 году в Московском колледже бизнес-технологий, Московском государственном образовательном комплексе и политехническом колледже имени Н.Н. Годовикова. Сегодня получить востребованные профессии в этой сфере можно еще в пяти образовательных организациях. В их числе — политехнический колледж №8 имени И.Ф. Павлова, колледж автоматизации и информационных технологий №20, колледж современных технологий имени Героя Советского Союза М.Ф. Панова, Московский государственный образовательный комплекс, политехнический колледж имени Н.Н. Годовикова. В колледже полиции беспилотные технологии изучают в рамках дополнительного модуля направления «Правоохранительная деятельность».

Анна Сигаева, студентка Московского колледжа бизнес-технологий получила предложение о трудоустройстве сразу после прохождения практики. Сейчас девушка работает в Международном центре мониторинга, где изготавливает детали из композитных материалов для сборки беспилотных воздушных судов. Она также продолжает учиться в колледже по индивидуальному графику.

«Я рада, что поступила в колледж, потому что здесь получила отличное образование. У нас есть лаборатории с новейшим оборудованием и специальные классы для практических занятий. Особенно удобно, что можно учиться по гибкому графику — я, например, совмещаю учебу с работой. Такой современный подход помогает каждому раскрыть свой потенциал и построить успешную карьеру», — поделилась Анна Сигаева.

Студент колледжа автоматизации и информационных технологий № 20 Глеб Пирвердиев занимается пилотированием дронов и мониторингом территории в компании «Коптерлаб». Его всегда привлекала работа с высокотехнологичным оборудованием, а окончательно со специальностью молодой человек определился после дня открытых дверей.

«Когда поступал в колледж, даже не представлял, какие у меня появятся перспективы. Сегодня, в свои 19 лет, я совмещаю занятия и работу. Особенно круто, что я трудоустроился по специальности еще во время обучения. А индивидуальный план позволяет мне и учиться, и работать, то есть полученные знания я сразу применяю на практике», — рассказал Глеб Пирвердиев.

Лев Прозукин, студент Московского государственного образовательного комплекса, работает в Центре управления городской аэромобильностью. Эта компания развивает беспилотную доставку в столице. Молодой человек собирает оборудование, проводит тестирование перед отправкой и осуществляет визуальную инспекцию готовых изделий.

«Когда я выбирал направление, сразу видел четкую перспективу своего будущего. Мне нравится изучать оборудование не только в теории, но и на практике, разбирая механизмы по деталям. В колледже особое внимание уделяли практическим занятиям. Благодаря этому я получил прикладные навыки и реальный опыт работы», — отметил Лев Прозукин.

Для подготовки специалистов в сфере БПЛА в столице создают современную инфраструктуру. Например, в 2024 году в индустриальном
парке «Руднево» открылся первый флагманский центр практической подготовки колледжей Москвы. Учебный комплекс занимает площадь более девяти тысяч квадратных метров и включает 21 специализированную мастерскую и лабораторию, в том числе блок по производству беспилотных авиационных систем. Там есть все необходимое для полного цикла производства — от программирования и монтажа оборудования до финальной сборки.

Кроме того, в прошлом году в шести московских колледжах открыли полигоны и лаборатории для работы с БПЛА. Специалисты переоборудовали и расширили учебно-тренировочные площадки, а также установили новые дроны для тренировок. Город закупил более 200 беспилотников разных модификаций и несколько сотен комплектов для тренировок в сборке летательных аппаратов. После углубленной подготовки студенты могут собирать квадрокоптеры всего за 15 минут.

В этом году в столичных колледжах увеличат количество бюджетных мест на 10 тысяч — до 37 тысяч. Кроме того, впервые у каждого московского девятиклассника появится гарантия на бюджетное место. Это решение связано с растущим спросом работодателей на специалистов со средним профессиональным образованием и заинтересованностью школьников в обучении в колледжах.

Столичные девятиклассники, ориентированные на получение практических навыков, быструю реализацию в профессии, смогут сдавать только два основных государственных экзамена (ОГЭ) вместо четырех — по русскому языку и математике. Аттестат, полученный на основании их сдачи, равен аттестату, выданному после четырех ОГЭ, и дает право поступить в любой колледж на любую специальность.

Подробная информация о востребованных профессиях и специальностях, которым обучают в столичных колледжах, доступна в разделе «Колледжи» на портале «Школа.Москва», в телеграм-канале «Колледжи Москвы» и одноименном сообществе в социальной сети «ВКонтакте».

Практические занятия студентов московских колледжей проходят в современных мастерских и лабораториях. Это способствует формированию и развитию профессиональных навыков у учащихся и соответствует задачам национального проекта «Молодежь и дети».

Рекомендации