Профориентация глазами школьников: Учи.ру выяснила, что помогает, а что пугает в выборе профессии

  • 29.01.2025

 

Образовательная платформа Учи.ру провела масштабное* исследование среди учеников 5–11 классов и выяснила, когда школьники начинают задумываться о будущей профессии, о чем переживают, и какие факторы влияют на их выбор. Опрос показал, что 84% школьников считают важным начать выбор профессии еще в школе. Однако 65% сталкиваются с сомнениями, и лишь 18% уверены в своем будущем.

Когда школьники начинают задумываться о профессии?

Пик интереса к выбору профессии наблюдается в 9-11 классах. Каждый третий (32%) выпускник этого года начал задумываться о своей будущей специальности с 7 класса или раньше. При этом практически столько же (28%) одиннадцатиклассников еще не начали принимать решение и откладывают выбор. 21% только сейчас определяются с выбором профессии, а 19% приняли решение в 8-10 классах.

Большинство десятиклассников (29%) определились с будущей специальностью в прошлом учебном году, 20% сделали выбор еще в 8 классе, а 12% начали размышлять о профессии только сейчас. В то же время 24% десятиклассников пока вообще не начали рассматривать карьерные перспективы.

Наибольший интерес к профориентации проявляют девятиклассники: 56% начали задумываться о своей будущей профессии в текущем или прошлом учебном году, 24% выбрали специальность уже в 7 классе. Только 19% респондентов пока не приступили к выбору.

Что важно для подростков при выборе профессии и что вызывает сомнения?

При выборе будущей профессии школьники ориентируются на свои интересы и способности (87%), уровень зарплаты (68%) и престижность профессии (54%). Для 48% учеников важны стабильность и перспективы роста. В поиске совета респонденты также прислушиваются к мнениям близких: почти 56% обращаются за советом к родителям, 25% — к друзьям, а 20% — к учителям.

Однако, несмотря на эти факторы, 24% школьников часто сомневаются в своем выборе. Более половины участников (64%) испытывают трудности в оценке своих способностей и интересов. 58% респондентов боятся, что выбранная специальность не оправдает их ожиданий, а 44% связывают сомнения с нехваткой практического опыта. 23% учащихся признаются, что им не хватает поддержки и консультаций. Лишь 18% уже уверены в своем выборе и определились с профессией.

Что помогает с выбором?

Большинство школьников активно используют онлайн-ресурсы при выборе профессии. Почти 65% респондентов ищут информацию о профессиях в интернете, 44% смотрят видеоролики и подкасты по теме, столько же учащихся отметили, что часто используют онлайн-платформы как инструмент для выбора профессии. 31% принимают участие в профориентационных мероприятиях от компаний, таких как хакатоны и стажировки, и столько же ребят посещают карьерные выставки.

«Любопытно, что почти половина школьников признаются, что им не хватает практического опыта для уверенности в выборе профессии. Чтобы восполнить этот пробел, Учи.ру запустила IT-хакатон «Будущее в коде». Ученики 5–8 классов смогут решить реальные задачи из мира информационных технологий, попробовать свои силы в программировании и разработке, а также открыть для себя новые перспективы через работу в команде. Такой опыт поможет ребятам лучше понять свои интересы и способности, делая процесс профессионального выбора более понятным и вдохновляющим» — говорит Илона Абаншина, руководитель регионального развития Учи.ру.

*В опросе приняли участие 8642 ученика 5–11 классов

 

 

Рекомендации