Зачем дети учатся? Для чего мы, учителя, их учим? Почему родители волнуются об их учёбе? Какова цель образования? И если у нас, взрослых, готов правильный ответ, то для детей ответ на этот вопрос зачастую остаётся непонятным, а наши версии их не устраивают.
Цель любого человека – быть счастливым. И одним из условий обретения счастья является самореализация в профессии.
Сначала мы задаём вопрос маленькому человечку: «Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?» Потом начинаются тревожные предупреждения: «Вот будешь плохо учиться – никем не станешь!» И по мере взросления ученика появляется новый вопрос: «Куда ты собираешься поступать?» Таким образом, смысл всего процесса обучения в том, чтобы определиться с будущей профессией и получить достаточно знаний для обретения специальности. И это один из самых сложных выборов, который мы когда-либо делаем в жизни. Ведь нет ничего хуже профессионального провала, социальной невостребованности.
А как ответить на этот вопрос, мало кто из учеников знает. Система образования предлагает разные варианты профориентации: и профильные классы, и психологические тесты, и мастер-классы и т.п. Но, к сожалению, мы видим, что даже в 10-11 классах далеко не все учащиеся уверены в точности выбора профессии и решают не КЕМ быть, а КУДА поступить, т.е. выбирают не профессию, а ВУЗ.
Силами медиа студии «Все свои» мы решили провести собственное исследование, предложив ученикам 9-11 классов ответить на следующие открытые и закрытые вопросы:
- Определился ли ты с будущей профессией?
- Определился ли ты с учебным заведением?
- Что повлияло на твой выбор?
- Какие свои способности ты сможешь монетизировать в выбранной сфере?
- Имеешь ли ты представление, чем конкретно ты будешь заниматься, получив выбранную профессию?
- Каких высот ты хотел бы достичь в выбранной сфере?
- Представь ситуацию: все граждане страны получают одну и ту же зарплату независимо от рода деятельности, но делать надо то, что приносит тебе удовольствие и что лучше всего у тебя получается. Нельзя не работать. Чем бы ты тогда хотел заниматься?
Проанализировав результаты, мы смогли сделать следующие выводы:
- Удивительным показался тот факт, что большинство определилось с учебным заведением (85 %), но не уверены в правильности выбора будущей профессии (40%).
- Уверены, что имеют представление о будущей профессии, только 30%. Вопрос о профессиональных успехах (№6) поставил в тупик 90% опрошенных.
- Нет осознания своих способностей и способа их реализации в работе у 60% будущих абитуриентов.
- На вопрос «Что повлияло на выбор будущей профессии?» были получены следующие ответы: 1) оптимальный проходной балл в учебном заведении (45%), 2) сфера деятельности (20%), 3) выбор родителей (15%), 4) есть варианты дальнейшего трудоустройства по знакомству (10%), 5) затруднились объяснить свой выбор (10%).
- И, наконец, факт, которых больше всего поразил: оказалось, что будущая работа по специальности не ассоциируется у большинства учеников с удовольствием, поэтому при ответе на вопрос №7 75 % старшеклассников свою успешную трудовую самореализацию видят не в выбранной профессии.
Подводя итоги, мы задумались: как уже в школе сформировать понимание о будущей профессии, осознанный подход к выбору сферы деятельности и уверенность в том, что это будет то дело, которое позволит с удовольствием вставать по утрам, чтобы идти на работу. Чтобы определиться с выбором, необходимо прежде всего знать (не догадываться и предполагать, а именно знать!), что из себя представляет будущая трудовая деятельность. Но как узнать это, не попробовав? Тогда-то и возникла идея расспросить о профессии людей, успешных в той или иной сфере, состоявшихся в профессии и получающих удовольствие от работы.
Медиа студия «Все свои» при поддержке администрации школы №949 организовала серию встреч с успешными представителями своих профессий, первым из которых был актёр театра и кино Никандр Кирьянов.
Участники медиа студии готовят каждую встречу: проводят опрос учащихся, выявляя наиболее актуальные вопросы по той или иной профессии, мониторят и обрабатывают информацию о герое встречи, продумывают и составляют вопросы для интервью. Встречи проходят в формате ток-шоу, где ведущие задают подготовленные вопросы, а зрители (учащиеся школы, заинтересованные в получении информации о профессии, с представителем которой проходит интервью) могут задать свои вопросы.
Таким образом, ребята из первых уст узнают о той или иной профессии и связанной с ней сферой деятельности, о специфике работы, о её трудностях и приятностях, о подготовке к получению профессии и процессе обучения, о возможностях саморазвития и перспективах профессионального роста, а также о дальнейшей монетизации полученных знаний и умений. Вследствие таких встреч выбор специальности станет более осознанным, а будущие абитуриенты смогут ответить себе на вопрос, ради чего они учатся, т.е. появится ЦЕЛЬ обучения, формулируемая непосредственно самим обучающимся, а также уменьшится тревожность родителей, да и усилия учителя принесут результаты.
Да, всех пугает неопределённость. Когда же ситуации проясняется и возникает ответ на вопрос ЗАЧЕМ, то появляется множество КАК.
Отдельно хотелось бы остановиться на выборе формата реализации данного проекта. В процессе подготовки ребята обрабатывают массу информации, используя навыки осмысленного чтения и различные формы работы с информацией. Сам же процесс интервьюирования похож, в том числе, на собеседование при приёме на работу: сразу выясняется, какими навыками (как soft skills, так и hard skills) должен обладать представитель профессии, успешный в своём деле.
Проект профессионального самосоздания (т.е. создание себя в профессии) задуман как долгосрочный. Первые итоги можно сформулировать, процитировав одного из активных участников проекта: «Эти встречи ценнее, чем сотни запросов в интернете!»