Спортивный журналист — профессия распространенная. Почти в каждой газете, на сайте и канале ТВ есть спортивный отдел. Существуют и целые спортивные каналы — например «Матч ТВ».
— Спортивным журналистом теоретически может стать кто угодно, даже человек с улицы. Оканчивать для этого специализированный вуз необязательно, — поясняет медиаменеджер Алена Зворыкина. — Но самоучкам в профессии сложнее. Плюс, совершенно очевидно, необходимы связи. Чтобы состояться в профессии, вам нужно знать сотни людей из этой сферы: спортсменов, тренеров, агентов, руководителей спортклубов, других спортивных журналистов и чиновников…
Как пояснила эксперт, самое популярное место, где можно получить профессию спортивного журналиста, — это факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова. В старейшем вузе нашей страны есть специальность «спортивная журналистика».
В Московском городском педагогическом университете абитуриентам предлагают кафедру журналистики со спортивным направлением. А еще с 2011 года действует Школа спортивной журналистики Шмурнова и Рабинера, где известные спортивные журналисты обучают азам профессии молодое поколение.
— Профессия на самом деле довольно сложная. Но и интересная. Во-первых, много командировок, во-вторых — общения с людьми, в том числе довольно известными. Спортсмены, кстати, как правило, журналистов любят, потому что те помогают им стать известными, — рассказывает Алена Зворыкина.
По ее словам, спортивные журналисты сами нередко бывшие спортсмены.
— Спортивная журналистика — это тот же самый спорт, где нельзя выиграть раз и навсегда, — рассказывает президент Федерации спортивных журналистов России Николай Долгополов. — Если бы были одни и те же чемпионы, то людям бы это наскучило и они перестали бы читать газеты и смотреть телевидение.
То же самое и в спортивной журналистике. Каждый раз спортивный репортер должен выдавать что-то новое, придумывать иные повороты, вопросы, заходы для интервью. В любом материале обязательно должен быть эпизод, который зацепит читателя.
Как пояснил Николай Михайлович, ни в одной другой отрасли нет такого напряжения, не что иное не требует такой скорости мысли и соблюдения жесточайших сроков.
— А самый пик творческой деятельности журналиста приходится как раз на пятницу, субботу и воскресенье, когда происходят все важные спортивные события, — пояснил эксперт. — То есть в профессии просто необходима полная самоотдача.