Игорь Паршин у станка с числовым программным управлением, который делает самую тяжелую работу / из личного архива

Желание создавать рождает узоры на твердом камне

  • Василиса Чернявская
  • 13.03.2023

Раньше их называли камнетесами. Сейчас благодаря технологиям работа скульптора получает новое прочтение. Сверхточные станки помогают сделать ручной труд более творческим.

В Москве работает уникальное производство по созданию скульптур. В помощь рабочим теперь передовая техника. Например, рабочим рукам пару составляет единственный в таком роде в России станок, благодаря которому можно сделать скульптуры и памятники с феноменально точной прорисовкой.

— Благодаря станку можем, например, сделать точную копию человека, — рассказывает Игорь Паршин, один из собственников компании. — Приходит человек, садится на стул, мы его сканируем, а аппарат может из мрамора вырезать его точную копию. Станок сам производит подбор и замену рабочих инструментов. Он фактически вырезает сложнейшие скульптуры из самых твердых пород камня, полностью исключая неточности. Для нас каждый памятник или скульптура — это прежде всего эксклюзивный архитектурный объект.

В основе современных агрегатов — ЧПУ с написанными программами, с помощью которых создаются скульптуры, барельефы, ротонды, фонтаны.

— ЧПУ — это автоматизированное управление обрабатывающими инструментами, такими как сверла, токарные станки, фрезы, шлифовальные станки, маршрутизаторы и 3D-принтеры, — Игорь Паршин отмечает, что за компьютер встают специально обученные операторы. — Станок с ЧПУ обрабатывает заготовку из натурального камня в соответствии со спецификациями, следуя кодированным запрограммированным инструкциям и без ручного оператора, непосредственно контролирующего операцию обработки. Операторы же контролируют процесс специальными командами — кодами двух типов.

В арсенале рабочих натуральные материалы: гранит, бронза, мрамор, кварцит, оникс, агат, базальт. Камень в Москву везут со всего мира, в том числе из российских регионов.

— Для работы с камнем требуется знание базовых компьютерных программ, умение работать в графических дизайнерах, 3D-модуляторах и непосредственно с программным обеспечением ЧПУ-станка, а также понимание физических свойств камня и чувство архитектуры, — рассказывает Игорь Паршин. — Например, на нашем новом предприятии, чтобы решить возможную проблему с кадрами, мы планируем запустить обучающие курсы.

После обучения настоящие профи производят уникальные скульптуры любой сложности. Ванны, столешницы, раковины, мебель, практиче- ски любое изделие, которое может представить воображение человека, может быть выполнено из камня.

— Бывает, что заказывают скульптуры родственников, а иногда даже себя, — говорят мастера на предприятии.

Игорь Паршин объясняет, что даже на самом инновационном предприятии ручной труд все равно будет оставаться важным, сохраняя аутентичность естественной природы камня в изделиях.

— Внедрение ЧПУ-станков и прочих современных технологий позволит достичь того, что изделия из камня станут более доступны потребителю, объемы производства возрастут, а сроки и стоимость изготовления значительно сократятся, — добавляет он. — Это приведет к появлению высококвалифицированных специалистов и развитию отрасли в целом, со всеми положительными эффектами для экономики в виде налогов, новых рабочих мест.

Сегодня в базе вакансий в столице насчитывается как минимум сотня предложений по работе скульптором. Такие специалисты нужны в театрах, где необходимо создавать декорации для самых разных постановок, в художественных школах и мастерских, на производствах по изготовлению скульптур и памятников.

— Скульптор — еще и творческая профессия, которая может приносить очень хороший доход, — говорит один из выпускников художественного училища Павел Крылов. — На своем опыте знаю, что молодым скульпторам можно найти хорошо оплачиваемую работу.

В среднем заработная плата за такой труд начинается от 60 тысяч рублей. Например, скульптор по мрамору и граниту — достаточно востребованная профессия. Официальная зарплата находится на стандартном уровне — от 70 тысяч рублей, однако реальный заработок с учетом дополнительных заказов может быть намного больше. Ежемесячная оплата труда на столичном рынке может превышать 100 тысяч рублей и достигать даже полумиллиона.

В последние пять-семь лет Москва переживает настоящий ренессанс монументального искусства. Достаточно прогуляться по столичным улицам, посмотреть на новые образцы монументального искусства.

— И возможно, кто-то из тех, кто учится сейчас, сможет внести свою лепту в украшение нашего мегаполиса, — говорит Павел Крылов.

Он же дает советы нынешним школьникам: если хотите научиться работе скульптора, учите физику, математику, точные науки, а еще — чаще смотрите на прекрасное, изучая классические примеры искусства.

— В школе стоит уделять большое внимание урокам изобразительного искусства. Знаю, что в современных образовательных учреждениях есть свои мастерские. Попробовать можно и в гончарном кружке, — рекомендует он. — А дальше важны полет фантазии и желание творить все больше и больше. С горячего энтузиазма начинается профессиональный путь, успешность шагов на котором зависит от желания молодых людей совершенствоваться.

Рекомендации