Начальник швейного производства Алексей Иванов не только контролирует все операции. Некоторые, когда заказов особенно много, он делает сам. Например, занимается установкой люверсов (металлических колечек) на специальном прессе. Фото: Анна Темнышова

Производство, без которого никто из нас обойтись не может

  • Софья Гладкова
  • 22.11.2021

Одними из самых востребованных профессий долгое время остаются те, что связаны со швейным производством. Побывать на таком производстве, а заодно и попробовать научиться шить, решила наш юный корреспондент.

Начальник производства Алексей Иванов открывает дверь в мастерскую, и на фоне этой комнаты краски остального обитаемого мира сразу кажутся довольно скромными. Обилие цветов в помещении особенно увлекает тем, как оно воплощено — в виде катушек ниток. Даже в соответствующих магазинах их куда меньше, чем здесь.

Цепляет взгляд и милое украшение интерьера — мягкий, сделанный мастерами для собственного пользования ананасик на стене, куда прикалывают технические задания. К концу рабочего дня он уже пуст.

Здесь шьют много всего: кителя и шапочки для поваров, фартуки, брюки для официантов, кобуры для барберов, фотографов. Даже кожаные сумки, бейсболки, бабочки. Это не считая обычной одежды: футболок, платьев, курток… Хоть брендированную скатерть с инициалами или скрутку для ножей с тиснением для подарка. Все индивидуально. Предприятие берет на себя всю работу от закупки ткани до сдачи готовой продукции. Есть огромный каталог тканей, моделей. Модели фартуков, карманов, ремней — все можно группировать как хочешь. К каждому клиенту свой подход.

Швейное дело зиждется на слаженной командной работе. Кто-то занимается раскроем, подготовкой кожи. Кто-то работает исключительно с фурнитурой и специальными прессами для установки заклепок, люверсов (металлические колечки, которые можно увидеть, например, на отверстиях для шнуровки), хольнитен (заклепка, которая служит пуговицей на джинсах), кнопок.

Специалисты вырезают кожу нужной формы и размера в отдельном помещении. Мастер швейного производства следит за качеством, налаживает оборудование. Начальник Алексей Иванов — регулирует весь процесс:

— Я контролирую отшив, фурнитуру, изготовление ремней. Занимаюсь организацией процесса: как людей поставить, чтобы это было более эффективное взаимодействие, кто за кем берет операции. У нас командная работа — даже один фартук мы изготавливаем все вместе.

Все швеи универсалы — работают на любых машинах начиная от обычной прямострочки до специальных: оверлок, распошивалка (используется в основном для выполнения эластичного шва в трикотажных изделиях), двухигольная (для шитья двумя параллельными строчками), для петель и пуговиц.

Если заказ большой, приглашают внештатных швей. Тогда одни стоят на простых операционных задачах — заглажке, разлиновке ткани по лекалам, а другие — шьют.

Попробую-ка и я сделать несколько строчек. Включенная машинка приветливо гудит, ткань-черновик дожидается своего часа, я впервые сижу за швейной машиной. До этого не приходилось — на уроках труда в школе учительница никого не пускала строчить самостоятельно. Вот делать стежки и остальную работу — пожалуйста.

Производство, без которого никто из нас обойтись не может
Фото: Анна Темнышова

Помню, в школе на уроках труда мы сшили за два года юбку и фартук. Правда, многие и их не закончили. Здесь же в 5 раз меньше рабочих рук, чем было у нас тогда, однако стандартная работа на день — 60 фартуков.

Делают преимущественно фартуки, потому что чаще всего за пошивом обращаются предприятия, связанные с пищей, — от производств, где один повар и два подмастерья, до корпораций и ресторанного бизнеса. Причем как фитокафе средней ценовой категории, так и дорогие мишленовские рестораны. Даже авторы сериала «Кухня» заказывают униформу здесь. В том числе обращаются барбершопы —им нужны и кобура, и фартуки, и брюки, и рубашки. Кстати, о рубашках. Из-за сложности их производства за день здесь могут сделать только 25 рубашек. Но, конечно, для фартука требуется больше фурнитуры: навесов, закладок, кнопок, люверсов. Однако их проще шить, потому что фартуки —основной поток производства, и схема отработана. Главный критерий на «швейке» —качество пошива. Берут заказы от одного кителя. И при этом каждый китель должен быть идеален —вне зависимости от того, один нужно сшить или двести.

На фабрике и технологии разработаны специализированные, и обучающие видео мастеров регулярно смотрят, и общаются с коллегами.

А еще часто ходят по магазинам и изучают дорогую брендированную одежду. Здесь, конечно, есть эффект профессиональной деформации — в любом магазине одежды просматриваешь прошив максимально критическим взглядом, и, увы, изделия с изъянами встречаются чаще, чем идеальные.

У каждого свой профессиональный путь. Мастер швейного производства, наладчик оборудования Владислав Изотов случайно попал в профессию и, как говорится, в яблочко:

—Я не выбирал себе эту профессию. Раньше был автомехаником, но не было работы. Как-то раз попросили швейные машины отрегулировать, я попробовал и втянулся. А чтобы понимать, что от меня хочет человек, нужно уметь шить, поэтому научился ремонтировать машины, а потом отучился на портного.

Уходя с фабрики, чувствуешь, что твой мир стал больше — он обогатился знакомством с профессией, которая просто необходима для наших повседневных нужд, но которой мы часто не придаем ни значения, ни должного внимания. А свой первый фартук я все-так сшила. Хоть и получился он —что понятно —далеким от идеала. Но ничего! Обязательно научусь.

КСТАТИ

Работа с трикотажем — самое сложное в швейном производстве и по аккуратности, и по трудозатратности. Если для того, чтобы пошить, например, фартук нужны прямострочная и двухигольная машины, то для создания трикотажной сорочки задействовано сразу несколько прямострочных одноигольных машин — оверлок, распошивалка, пуговичная и петелечная машины.

Рекомендации