Плакат 1954 года «Навеки — вместе!» напоминает о пользе дружбы народов. Авторы: К. Иванов, В. Корецкий, О. Савостюк, Б. Успенский

Пропаганда формирует нужные настроения

  • Павел Воробьев
  • 21.03.2022

Еще древние римляне и греки, не стеснявшиеся воевать направо и налево, все-таки соглашались с тем, что лучше переубеждать противника к сдаче и контролировать настроения собственного общества, чем постоянно гасить конфликты военной силой. Тем более если речь идет о настроениях в своей собственной стране.

Опыт ХХ века показал, что целые народы — как, например, немецкий — могут быть буквально за пару-тройку лет распропагандированы как на созидание, так и на разрушение. И что бороться с разрушительной пропагандой можно только полномасштабной контрпропагандой. Как бы там ни было, мы теперь живем в мире, где пропаганда и контрпропаганда — не просто обычные явления, а обязательный атрибут нашей повседневной жизни. И конечно, полезно знать, как наши предки ограждали себя от информационной «чернухи» и поддерживали мощь собственного духа.

— Конечно, та ситуация, которую мы сейчас имеем на Украине, — это результат усиленной антирусской и националистической пропаганды, которая шла 30 лет после развала СССР практически без препятствий, — пояснил историк Иван Белоконь. — Началось это еще в конце ХIХ века с австро-венгерской пропаганды, которая говорила об обособлении украинцев, потом противопоставлением русских, украинцев и белорусов занимались нацисты гитлеровского рейха во время Второй мировой войны. Но нынешние украинские националисты вряд ли об этом знают, они воспитаны уже на американской пропаганде времен холодной войны.

По словам историка, начиная с 1960-х годов США вели усиленную пропаганду национализма, в том числе и в крайних экстремистских формах, среди украинских эмигрантов в Канаде, Европе и самих США. Они делали это абсолютно свободно, и помешать этому мы почти ничем не могли, хотя наши дипломаты и разведка пытались продвигать контрпропаганду путем платных статей в иностранных СМИ. Кроме того, американцы пытались вести пропаганду и на нашей территории: нелегально — через контрабандистов и завербованных туристов — ввозили на Украину бандеровскую литературу и вели специальное радиовещание, в котором не прямо, но исподволь продвигали мотивы национализма. КГБ СССР вполне эффективно пресекал эти каналы пропаганды, пока существовал сам СССР.

Но после развала Советского Союза барьер рухнул, и оголтелый национализм начал укореняться в умах украинцев — сначала на Западной Украине, а потом потихоньку и по остальной стране. И официальная советская идеология братства народов быстро уступила позиции.

— Советские власти дважды совершили большую ошибку, позволив украинским националистам занимать руководящие должности в республике, — отметил Белоконь. — Такое случилось при Ленине и Сталине, в 1920-х, и при Хрущеве в 1950–1960-х годах. Каждый раз во власть «на местах» проходили люди, официально поддерживавшие советскую власть и братство народов, а на деле способствовавшие сохранению и развитию национализма в республике.

Так что в борьбе против национализма и нацизма надо учитывать два фактора: обязательную контрпропаганду с развенчанием мифов и ложных утверждений противника и с постоянным напоминанием о пользе дружбы народов и недопущение людей, приверженных крайним националистическим взглядам, в органы государственной власти. Даже на небольшие должности.

СПРАВКА

По опыту XX века плакаты оказались самым эффективным средством пропаганды, охватывающим наибольшую аудиторию. В наше время основным средством пропаганды стали телевидение и интернет. При этом специалисты отмечают, что плакат все еще может эффективно применяться, особенно в регионах со слабой технической оснащенностью или в местах чрезвычайных ситуаций и военных действий, где телевидение и интернет могут не работать. При этом плакаты могут быть чисто графическими, без надписей, и тогда они пригодны для пропаганды в среде неграмотных — примеры были в Афганистане и Ираке.

Рекомендации