В преддверии Всемирного дня цирка мы узнали, где готовят тех, кто исполняет головокружительные трюки под куполом или профессионально смешит публику на манеже.
Крепко схватившись за тонкий обруч, две воздушные гимнастки, студентки четвертого курса циркового училища, быстро поднимаются наверх, к куполу. На огромной высоте девушки синхронно выполняют различные акробатические элементы: садятся на шпагат, повисают на кольцах, цепляясь одними лишь стопами или на одной руке в прогибе… Смотришь, и дух захватывает! А когда барышни берутся за один из самых сложных силовых трюков — ложатся затылком на внутреннюю часть обруча, раскидывают руки и зависают в воздухе, удерживая тело на весу за счет одних лишь шейных мышц, и ведь все это без страховки! Зрелище просто завораживает. А для студенток Государственного училища циркового и эстрадного искусства имени Михаила Николаевича Румянцева это ежедневная работа над собой, требующая максимума сил и самоотдачи.
Варвара Князева пришла в цирковое училище четыре года назад. До поступления занималась художественной гимнастикой, очень хотела связать свою жизнь со спортом.
— Иногда «летать» на огромной высоте бывает страшновато. Но обычно думаешь только о работе, о том, правильно ли выполняешь трюки, — рассказывает она. — Когда я только поступила, у меня были хорошие навыки растяжки, но не хватало физической силы. А тут без этого нельзя. Но мне так все понравилось, что я быстро набрала необходимые навыки.
Мария Родионова, напарница Варвары, пришла в гимнастику в десять лет. Признается, что очень хотела быть гибкой, но в профессиональный спорт уходить было уже поздно, поэтому девушка поступила в цирковую студию не- далеко от дома.
— Я люблю высоту и адреналин. Поэтому цирк мне очень подходит, обожаю весь процесс работы. Самое классное, когда ты пытаешься сделать что-то сложное, долго к этому стремишься, и в итоге все получается, — улыбается она.
Сейчас Варвара и Мария готовят трюк к своему выпускному экзамену. Деталей не раскрывают, сказали только, что мотивы, антураж и костюмы отсылают к славянской культуре.
Как отмечает преподаватель ГУЦЭИ по эквилибру Лариса Страдомскене, отбор в училище очень жесткий, критерии строгие: при поступлении абитуриенты проходят три тура, а потом сдают — Конечно, для начала мы смотрим на внешность и типаж.
Обращаем внимание на фигуру, улыбку, лицо.
Еще оцениваем такие элементарные вещи, как физические данные. Абитуриент должен без проблем делать разные элементы, например стойку махом, — объясняет Страдомскене.
По словам преподавателя, основная масса поступающих — дети из цирковых коллективов. В первый год студенты изучают все жанры циркового искусства, а со второго курса начинают заниматься в определенном направлении. Многие артисты, особенно те, кто учится на старших курсах, устраиваются на работу. К примеру, студент третьего курса эквилибрист на свободной проволоке Степан Волобоев по выходным исполняет программу в одном из столичных цирков. — Выполнять трюки на свободной проволоке очень интересно, тяжело и необычно. Мало кто из артистов работает в этом жанре. Мой любимый прием — стойка на одной руке на проволоке.
Я репетирую каждый день десятки часов, чтобы отточить свое мастерство, — признается юноша. — Кроме эквилибристики мне еще нравится клоунада. Это очень тонкое искусство, никогда заранее не знаешь, как отреагируют на шутку.
Среди главных для цирковых Артистов качеств и студенты,и их преподаватели выделяют целеустремленность и само-отдачу.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Елена Шевченко, директор училища циркового и эстрадного искусства:
— Наше училище является одним из немногих учреждений в стране с такой длинной историей. Мы организовались в 1927 году, когда стало понятно, что для того, чтобы развивать цирковое искусство, необходимо обучать будущих артистов профессионально. Уже скоро нам будет 100 лет. Передаваемый опыт и наши преподаватели — уникальны.
Мы также сотрудничаем со многими цирковыми учреждениями. Обязательно показываем им наших студентов, чтобы, когда артисты выпустятся из дверей училища, они уже были трудоустроены.