Site icon Пресса в образовании

Рассказать главное в двенадцати словах

Учитель истории и обществознания школы № 2065 Лариса Маслова уже не в первый раз побеждает в профессиональных конкурсах / Виктор Хабаров

Учитель истории и обществознания школы № 2065 Лариса Маслова уже не в первый раз побеждает в профессиональных конкурсах / Виктор Хабаров

Учитель истории и обществознания школы № 2065 Лариса Маслова знает, как эффективно преподавать школьникам одни из самых сложных предметов. Ее методику высоко оценили на профессиональном конкурсе для учителей «Педагогические инструменты XXI века».

Первое, о чем говорит Лариса Михайловна, объясняя свою методику, это о детях.

— Сейчас ведь они совсем другие, — считает педагог. — Им не подходит стандартный урок: открыть учебник, прочитать параграф, пересказать его, ответить на вопросы. Во многом потому, что они совсем иначе воспринимают информацию. И информация в учебнике не всегда выглядит интересной для детей.

Поняв это, Лариса Маслова заметила: сейчас, даже если ребята и не стремятся к чтению, у них другой способ запомнить информацию — зрительный. Поэтому школьников необходимо научить искать главное. Запомнив основное, ребята прекрасно освоят материал и подготовятся к экзаменам. Главное — делать все заранее.

— В восьмом классе мы уже начинаем пробовать подготовку к ОГЭ. Строим уроки таким образом: сначала разбираем материал, вспоминаем какие-то примеры из жизни (особенно это актуально для обществознания), потом я задаю вопросы. А в следующей части урока мы начинаем решать задания ОГЭ на пройденные темы. Команда из четырех-пяти человек делает это вместе на оценку, а остальные пробуют свои силы самостоятельно, — рассказывает Лариса Михайловна. — И ребята знают: если ты не попал на этом уроке под опрос, значит, обязательно попадешь на следующем.

По мнению педагога, это даст возможность эффективно отработать материал, чтобы уже в девятом классе ученики спокойно изучали более сложные темы.

— Что касается истории, то здесь, конечно, сложнее, — говорит педагог. — Не все учебники, к сожалению, написаны интересно для детей. Поэтому, разбирая тему, мы прибегаем к урокам из Московской электронной школы (МЭШ). Благодаря этому ресурсу можно найти удачный видеофрагмент на пять–десять минут, рассказывающий все самое важное. Ребенок запоминает информацию как фильм. Только фильм, в котором есть все необходимое для экзамена: даты, карты и схемы, биографии и заслуги исторических личностей.

Но и это еще не все. Как только школьники усвоили материал, Лариса Михайловна просит их рассказать краткое содержание урока в 12 словах: четыре существительных, четыре прилагательных и четыре глагола.

— Так ребята учатся выбирать главное, которое нужно запомнить, — считает педагог. — Урок о Екатерине Великой? Что вы запомнили, кто там прославился, какие полководцы в каких войнах принимали участие? Потом начинается работа с картой.

Есть и интерактивные задания, которые тоже помогают ребятам лучше запомнить материал, а заодно проверить себя. Им нужно сопоставить даты и факты, знаменитых полководцев и их изображения. Это не стандартная контрольная работа на знание дат, где нужно их только зазубривать. Здесь включается и визуальная память, и ребятам проще и запомнить информацию, и позже лучше написать проверочную работу.

— У меня порядка 50 уроков в МЭШ. И я всегда их использую, а если у меня нет подходящей темы, то смотрю наработки, которые сделал педагог, получивший грант. Так я понимаю, что в этом материале есть все необходимое для меня, — говорит Лариса Михайловна.

Учитель истории, к слову, и сама получила грант мэра Москвы за свои урокив МЭШ, посвященные Великой Отечественной войне. Благодаря такой методике преподавания ученики радуют результатами. Тот, кто усваивает материал, пользуясь всеми рекомендациями педагога, пишет ОГЭ на высший бал. А что касается ЕГЭ… В прошлом году один из учеников Ларисы Масловой сдал ЕГЭ по истории на сто баллов. А это значит только одно — методики преподавания Ларисы Масловой прекрасно работают.

КСТАТИ

В профессиональном конкурсе «Педагогические инструменты XXI века» Лариса Маслова участвует уже не в первый раз. В прошлом году со своей преподавательской методикой она стала победителем.

Цель такого конкурса — содействие профессиональному развитию педагогических работников города Москвы, совершенствование их профессиональных компетенций, необходимых для достижения высоких предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся.

Для того чтобы принять участие в таком педагогическом соревновании, учителю нужно представить видеообъяснение своей методики, которая помогает достижению предметных и метапредметных результатов Федеральных государственных общеобразовательных стандартов (ФГОС). Ролик длительностью от пяти до семи минут нужно загрузить в любое облачное файловое хранилище, открыть доступ к файлу и разместить ссылку на материал на странице конкурса в личном кабинете. В случае отсутствия доступа к файлу с записью видеообъяснения жюри не рассматривает материал в рамках конкурса. Поучаствовать в «Педагогических компетенциях XXI века» могут преподаватели русского языка и литературы, а также общественно-научных предметов.