Режиссеры Сергей Эйзенштейн и Михаил Ромм в павильоне киностудии «Мосфильм» / Фото: РИА Новости

Режиссера сделала революция: путь Сергея Эйзенштейна

  • Александра Ерошенко
  • 20.01.2025

Сергей Эйзенштейн родился 22 января 1898 года — на заре кинематографа. Еще в детстве с родителями в Париже, куда семья отправилась в 1906 году во время первой русской революции, он увидел ленту Жоржа Мельеса «Четыреста проделок дьявола» и был заворожен невероятным искусством, оживляющим персонажей на экране. Детское впечатление определило судьбу — ему предстояло встать у истоков советского кино, работать в революционной России, создавать фильмы, отвечающие запросу времени, стать первым народным режиссером, хотя будут и конфликты с властью, взлеты и падения…

Но до этого еще далеко. Мальчик рос в обеспеченной интеллигентной семье, и родители обеспечили ему образование в духе времени: английский, французский и немецкий языки, музыка и верховая езда, рисование карикатуры и фотография… Будучи состоявшимся, взрослым, он часто говорил, что все эти знания оказались ему полезны и стали действительно основой его жизни и творческого пути. «Это оказалось все полезным не только для себя, но и для других», — отмечал режиссер. В 1917 году Сергей Эйзенштейн уже не остался в стороне, а нырнул в самую гущу событий. Юношу призвали на военную службу, он был и телефонистом, и сапером, и строителем… Но при этом даже в грозные годы находилось место творчеству. Эйзенштейн участвовал в самодеятельности и попробовал разные профессии: декоратора, актера и, конечно, режиссуру. По его собственному признанию, именно революция раскрыла в нем художника: «Если бы не она, я бы никогда не «расколотил» традиции — от отца к сыну в инженеры. Задатки, желания были, но только революционный вихрь дал мне основное — свободу самоопределения». Однако в 1920-х годах молодого человека увлекло иное — на Минском фронте он встретил преподавателя японского. Незнакомый язык поразил его, и тогда он решил поступить на отделение восточных языков Академии Генерального штаба. Новая страсть оставалась сильной всего лишь год — Эйзенштейн ушел с курса и поступил в Государственные высшие режиссерские мастерские под началом Всеволода Мейерхольда. Первый опыт постановщика режиссер получил именно в театре, уже осознав желание досконально изучить эту систему, чтобы потом разрушить ее, преобразовать и сделать созвучной эпохе перемен.

Параллельно режиссер начинает работу в кино. В 1925 году выходит его фильм «Броненосец «Потемкин» о событиях первой русской революции. Сейчас он неоспоримо признан классикой кинематографа, да и в то время имел большой успех. Следующий фильм — «Октябрь», где впервые появился художественный образ Ленина. Картину и хвалили, и ругали. Дело в том, что Эйзенштейн следовал новаторской концепции и в картине нет главных героев и выраженного драматургического сюжета. После своих творческих исканий режиссер скажет: «Лучшая драматургия — это футбольный матч: люди смотрят и не встают. Надо добиться такого совершенства драматургии».

Еще один знаковый фильм его биографии — «Александр Невский» 1938 года. В период Великой Отечественной войны он работал над картиной «Иван Грозный» — первая часть вышла 1945 году, а вторая существует только в черновом варианте.

Режиссер умер в 1948 году от сердечного приступа. Помимо кинолент, признанных шедеврами в мировых рейтингах, он оставил целую плеяду учеников, ведь много лет он преподавал во ВГИКе. Среди «эйзенштейнят», как называли его студентов, были Иван Пырьев и Георгий Александров. И помимо мастерства режиссера, он учил их рисовать, считая, что без этого навыка невозможно снять кино.

ЦИТАТА

Эльдар Рязанов, режиссер:

— Однажды осенью 1946 года на четвертый этаж с трудом поднялся и, задыхаясь, вошел в аудиторию очень старый, как нам казалось тогда, человек. Это был Эйзенштейн — живой классик, чье имя уже овевала легенда. Он разговаривал с нами как с равными, не пытался подавлять своей эрудицией, кстати, поистине колоссальной. Этот всемирно известный человек оказался настолько прост, что чувствовал себя среди нас, мальчишек и девчонок, как среди сверстников. Не обращая внимания на больное сердце, несмотря на трудный период своей жизни, он был весел, часто острил. Его очень любили и встреч с ним ждали.

Рекомендации