Зиновий Гердт родился 21 сентября 1916 года в Себеже, недалеко от Пскова. С детства он участвовал в кружках самодеятельности, писал остроумные стихотворения и, как было написано в характеристике — неотъемлемом документе советского времени, — «имел склонность к драматической игре». Но природа родной земли, украшенной зеркалами озер, манила мальчишку гораздо больше — в своих мечтаниях он был лодочником и смело рассекал веслами неподвижную водную синь.
Стремления попасть в мир искусства у юноши тоже не было — он пошел учиться на слесаря. Сцена, как и словесные экзерсисы, стала для него просто хобби — по вечерам он играл в Театре рабочей молодежи. Но искусство — а вернее, сначала именно литература — нашло его само. Сдружившись с писателем Исаей Кузнецовым, он вошел в круг творческой интеллигенции, общался с Давидом Самойловым, Александром Галичем…. А потом и обстоятельства сложились удачно — рабочий театр преобразовали в студию. Руководить ею стал Алексей Арбузов, знаковый драматург, написавший множество пьес, посвященных не подвигам социалистических тружеников, а обычным переживаниям молодых парней и девчонок. Молодой артист оказался буквально в эпицентре развития искусств, и хобби превратилось для него в смысл жизни.
В войну Гердт записался добровольцем. В 1943 году получил серьезное ранение. Он хромал всю свою жизнь — из-за рокового снаряда его нога стала короче на несколько сантиметров.
Стоит сказать об особенно яркой стороне его таланта — выразительном голосе с узнаваемым тембром. Именно это позволило ему, еще не до конца восстановившись, вернуться в театр — в труппу его принял Сергей Образцов, и это был его Театр кукол. Гердт стал настоящим бриллиантом для коллектива — он легко менял интонации и тон голоса, легко «снимал» манеру речи, а самое главное — адаптировался к языкам. Отчасти благодаря Зиновию Гердту коллектив всегда имел ошеломительный успех на зарубежных гастролях — он без труда говорил на иностранных языках и всегда изучал местную прессу, добавляя в спектакль злободневные шутки.
В шестидесятые артиста стали приглашать в кино. Яркие и необычные типажи, которые он мог воссоздать на экране, были не центральными персонажами историй, но запоминались зрителям порой больше главных героев. А известность артисту принесла картина «Золотой теленок», где он сыграл харизматичного жулика Михаила Паниковского.
Талант его проявился и в озвучивании — голосом Гердта говорит Гудвин в мультфильме «Волшебник Изумрудного города», его можно услышать и в лентах «Муми-тролли» и «Приключения капитана Врунгеля».
В последние годы жизни старые раны дали о себе знать — артист оказался в инвалидном кресле. Несмотря на это, он продолжил работать, устраивал творческие и литературные вечера с неизменными аншлагами и, превозмогая все трудности, выходил на сцену — общение с публикой было для него главным лекарством.
Мемуары Зиновий Гердт назвал «Рыцарь совести» — он до конца жизни был верен принципу, что в основе любого дела лежат доброта и честность. В его картине мира без этих качеств невозможно воспитать настоящего человека. Но самое главное, что до последних дней он сберег в себе по-детски непосредственный, открытый взгляд на мир: «К сожалению, с годами это качество у многих людей пропадает. Самое главное, на мой взгляд, не потерять непосредственность восприятия. Есть люди, которые не умеют радоваться жизни — вовсе не потому, что они пессимисты, просто у них не хватает воображения», — так он писал в своей книге.
ЦИТАТА
Евгений Миронов, артист:
— В фильме «Ревизор» режиссера Сергея Газарова, где я был Хлестаковым, вокруг были лишь суперзвезды — Михалков, Янковский, Джигарханян…. Помню, нужно было начинать снимать, группа вся на нервах, думают над характерами. И перед съемкой к режиссеру Газарову подошел Зиновий Ефимович: «Сереж, я, кажется, придумал себе линию. Что если я буду все время прихрамывать?». Газаров ухватился за это, и Гердт правда прихрамывает всю картину — тем более что он хромал и в жизни. Так красиво снять напряжение мог только он. Помните фильм? По-моему, у нас с Зиновием Ефимовичем тогда все получилось.