Каким должен быть современный мегаполис, чтобы жить в нем было комфортно? Об этом мы поговорили с директором программы магистратуры «Стратегическое управление городом и урбанистика» факультета международного регионоведения и регионального управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы Ольгой Беляевой.
— Ольга Игоревна, какие изменения, произошедшие в Москве за последние годы, с вашей с точки зрения самые важные?
— В целом хотелось бы отметить ускорившуюся реализацию компонентов стратегии умного города (топ-7 городов мира по версии Intelligent Community Awards). Можно выделить такие знаковые проекты, как МЭШ, государственные услуги, технопарки, интеллектуальные транспортные системы, инновационные кластеры.
В последние годы активно развивается транспортная сеть города. Благодаря строительству новых веток и станций метро, развитию хордовых автомобильных магистралей и железнодорожных диаметров, МЦД и МЦК увеличилась доступность транспорта для многих жителей города и пригородов, что уменьшило время на поездки до работы и обратно. Регулярно обновляется парк общественного транспорта. Сегодня активно развиваются рекреационные зоны, что дает возможность жителям разных районов Москвы вести более активный и здоровый образ жизни. Даже визуально Москва становится более озелененной, чистой: высаживают деревья, убирают мусор, моют проезжую часть и тротуары. Активное развитие общественных пространств также обеспечивает облик города, соответствующий самым высоким стандартам европейских столиц.
— Как сказываются изменения инфраструктуры города на его имидже, что добавляет городу привлекательности?
— Развитие инфраструктуры — важный элемент имиджа города. Чем активнее обновляется инженерная, транспортная и прочая инфраструктура, тем скорее улучшается имидж. В 2020 году Москва вошла в список лучших городов мира по многим параметрам согласно рейтингу The World’s 100 Best Cities, что также подтверждает высокий уровень развития инфраструктуры города.
Москва в последние годы становится все более ориентированной на человека и его комфорт. Положительно на имидж города влияет и применение современных технологий и визуальных решений при проведении благоустройства и строительстве новых объектов.
Привлекательности добавляет качество оказания услуг в сфере образования и здравоохранения, дружелюбная и комфортная городская среда, транспортная логистика. В городе появляется все больше мест, где хочется провести время (такие точки притяжения, как ВДНХ, парк «Зарядье», Парк Горького, арт-кластеры и др.). Однако некоторые урбанисты отмечают и дискуссионные вопросы в развитии города, например, то, что новые станции метро строятся, скорее, в европейском стиле (функциональность), нежели в классическом историческом стиле (все чаще новые станции метро менее уникальны по внешнему виду). Уровень озеленения столицы высокий, но новые проекты в этом направлении способствовали бы еще более комфортному проживанию жителей нашего мегаполиса. Целесообразно не только идти к застраиванию периферии Москвы, но и соблюдать баланс жилого фонда и инфраструктуры.
Тем не менее в рейтинге привлекательности городов для переезда и жизни иностранцев Internations по итогам 2020 г. Москва заняла место выше, чем Берлин и Нью-Йорк.
— И наоборот, как можно использовать имидж города для его развития?
— Благодаря единой политике брендирования города Москвы удалось создать целую систему, объединенную между собой. Это уже оценили жители города (удобные пересадки, электронные платежи ЖКХ, онлайн-запись в поликлинику и так далее). Гости столицы также видят положительные изменения в городе. К примеру, Москва за счет проведения ЧМ-2018 по футболу зарекомендовала себя как интересный и комфортный для туризма город, после чего количество туристов в Москву резко выросло.
Имидж Москвы как комфортного и динамичного города подкрепляется новейшей и согласованной транспортной составляющей, доступностью и популяризацией культурных объектов и мероприятий, которые проходят в городе.
В перспективе, по мнению практиков, нужно создавать больше уникальных архитектурных ансамблей, музеев и дизайнерских объектов. Проект «Моя улица» позволил москвичам и гостям столицы приятно проводить время не только на стереотипных туристических маршрутах —Арбате, Красной площади и т.д., но и на совершенно новых точках притяжения. Москва имеет имидж современного мегаполиса с ориентацией на мировые столицы.