Крылатое выражение «Не хочу учиться, хочу жениться!» принадлежит Митрофану Простакову, персонажу комедии «Недоросль» Дениса Фонвизина. Афоризм слышал каждый, даже спустя более 200 лет после смерти автора. Да и «Митрофанушка», как и название пьесы, стало именем нарицательным — оно обозначает избалованных невежд. Блистательная острота слога Фонвизина понятна современному читателю и ирония по-прежнему ясна, хотя некоторые слова, должности нуждаются в комментарии.
Денис Фонвизин, дворянин, родившийся ровно 280 лет назад, 3 апреля 1745 года, сегодня смотрит на нас с портретов в напудренных париках и кажется фактически памятником. Хотя он был далеко не исполненным величия монументом при жизни — деятельный молодой мужчина, очень много путешествующий и, что самое интересное, абсолютный бунтарь, спорящий с самой императрицей…
Он работал в благодатное время — при нем рождался театр, самобытная русская поэзия, отточенная до идеала Пушкиным, расцветали науки и искусства. Именно Фонвизину выпала честь из всех современников-литераторов остаться понятным потомкам. Вместе с ним творили Тредиаковский и Сумароков, разгадывая секрет удачной комедии, рожденной на стыке европейской классики и национальных традиций. Однако время беспощадно отсекает твердой рукой все недостаточное, оставляя нам только лучшее. Таким «лучшим» из екатерининского времени стала именно комедия «Недоросль», которая до сих пор ставится на сцене театров.
Секрет ее в том, что блестяще образованный Фонвизин, читавший, знавший репертуары французских и итальянский театров, почувствовал, что классицизм, вместе с его увлечением мифологией и высокопарными конфликтами между личным счастьем и общественным долгом, уже не имеет отклика в сердцах зрителей. И потому создал остроактуальную комедию о современных ему реалиях, и, как мы можем судить сейчас, тема оказалась нетленной. Едко он высмеял провинциальное дворянство, за титулами которого стоит лишь примитивность и необразованность. В противовес им выступает лишь Стародум — прототипом героя стал отец писателя, а сам персонаж высказывает мысли самого автора, представляет человека честного и благородного, вынужденного противостоять темноте и невежеству.
«Митрофанушки» остаются и сейчас, равно как и наседки-мамаши, не видящие недостатков в сыновьях, занятые их устройством, не обремененные излишней принципиальностью. Но за правду жизни Фонвизину пришлось расплатиться своим положением — императрица Екатерина II была невероятно прозорлива, проницательна и прекрасно поняла, насколько масштабная проблема обличена в комедии. Свободолюбие в драматургии ей пришлось не по душе. Да и в сатире она видела особую силу, способную расшатать государственные устои. Она запрещала ему публиковаться, пыталась бороться, но ничего не помогло — «Недоросль» поставили в Москве и Петербурге, и с больших подмостков она быстро разошлась повсюду — вплоть до студенческих сообществ.
Пророческими оказались слова Григория Потемкина, который сказал, что, написав «Недоросля», Фонвизин может умирать — лишь одна эта пьеса уже обеспечила ему славу в веках. Так, на комедии учились все последующие авторы, а Николай Гоголь подчеркнул: «Все в этой комедии кажется чудовищной карикатурой <…>. А между тем нет ничего в ней карикатурного: все взято живьем с природы…» Вслед за Фонвизиным пошли русские сатирики, не прикрывая реальность метафорическими сюжетами, а говоря без обиняков.
ЦИТАТА
Михаил Люстров, литературовед, автор биографии писателя:
— Напудренный парик, перламутровые пуговицы, болезненная бледность, следствие постоянных мигреней и отмеченный самой Екатериной несравненный талант чтеца — вот набор примет, из которых строится хрестоматийный образ «отца русской комедии», «северного Мольера» Дениса Ивановича Фонвизина. Но при этом его шутки остры и блестящи, языковое чутье феноменально, насмешливый тон не может не подкупать. Ирония пробивается в самых серьезных и пронзительных произведениях Фонвизина и побеждает пафос. Такова стихия этого удивительного человека — острослова, рассказчика и пародиста.