Ученик московской школы № 1591 Иван Леонтьев демонстрирует свое изобретение — модель ветрогенератора

Школьники готовы внедрять собственные изобретения

  • Мария Шевцова
  • 22.01.2024

День детских изобретений отмечался 17 января. Московские школьники постоянно придумывают и реализуют собственные интересные проекты. Мы пообщались с молодыми изобретателями.

Прогресс не стоит на месте. Уже сегодня на вопросы нам отвечают умные устройства, тексты может написать искусственный интеллект, а убрать в квартире может небольшой робот.

За каждым изобретением, которое сегодня для нас стало уже обыденностью, стоит человек или целая команда ученых. В московских школах обучается немало ребят, которые тоже реализуют собственные интересные проекты. И кто знает, возможно, в будущем мы будем пользоваться именно их разработками.

Ученик 9-го класса школы № 1591 Иван Леонтьев придумал прототип ветрогенератора для территорий с малой ветровой нагрузкой.

— Я использовал форму ветроколеса, но выбрал наиболее эффективную конструкцию. После тестирования стандартных ветроколес с двумя, тремя и четырьмя лопастями я решил попробовать ротор, основанный на спирали Архимеда, — рассказывает он.

На 3D-принтере юный изобретатель сначала напечатал маленькую модель, потом увеличил масштаб, постоянно делая расчеты. По итогам измерений выходило так, что такой ротор наиболее эффективен для условий малого ветра.

— То есть движение ветроколеса происходило даже при скорости ветра 1–2 метра в секунду. А это очень актуально для отдаленных точек нашей страны, куда трудно провести линию электропередачи, или для частных хозяйств, где нет сильных ветров. Моя установка может стать для них выходом из положения, — объясняет подросток.

Иван не только собрал конструкцию, но и доказал, что выбранная форма ветрокрыла вписывается в ландшафт и не оказывает пагубного влияния на миграцию птиц,  не создает помехи радиоволнам.

— А еще ее удобнее ремонтировать, она тише в работе и не мешает визуальному восприятию местности, — говорит он.

Планы на будущее у Ивана Леонтьева большие: он хочет воплотить в жизнь свой проект и собрать модель ветроколеса в реальную величину — размер установки примерно метр на метр.

Умного робота-уборщика придумали ученики школы № 1560 «Лидер» Игорь Зоркин, Владислав Егоров и Тимофей Мозаченко. Их устройство способно убирать улицы и дворы города. При этом ребята не просто собрали самого робота, но и разработали для него программное обеспечение.

— Наш робот может мониторить порученный ему участок территории и следить за его чистотой круглосуточно, — говорит один из авторов проекта Игорь Зоркин. Устройство создавали на основе конструктора VEX EDR и 3D-принтера.

— Корпус сделан из стальных деталей, сзади и спереди стоят парктроники, благодаря чему наш прототип может автономно двигаться по маршруту, — говорит разработчик. — А по краям у него четыре мотора, амортизаторы и прорезиненные гусеницы.

Ученик 10-го класса школы № 641 имени Сергея Есенина Сергей Хранцкевич изобрел умный корректор осанки. Подобрав материал и электронные компоненты для прототипа, он распечатал на 3D-принтере корпус и поместил в него электронную схему с гироскопом.

— Свой прототип я протестировал в работе. Есть еще над чем работать, но благодаря тесту я смог понять, как мне автоматизировать контроль осанки, в том числе и для людей с отклонениями по слуху, — делится своими задумками школьник.

В будущем, по словам изобретателя, он планирует разработать приложение, в котором можно будет посмотреть данные о своей осанке и скорректировать ее в зависимости от полученных показателей.

Необычного робота придумала и ученица инженерного класса Бауманской инженерной школы № 1580 Ксения Фролова. Она разработала устройство, которое следит за здоровьем человека, напоминает про лекарства и выдает их через специальное окошко в корпусе, а при необходимости подключает родственников по видеосвязи. Управляется робот через мобильное приложение — его тоже создала школьница. Ксения рассказала, что изначально делала устройство для пожилых людей, но сейчас понимает, что оно будет полезно всем.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Антон Марко, заместитель директора института развития профильного обучения МПГУ:

— Ребенок-изобретатель, ребенок-разработчик в московском образовании — не редкость, а системное явление. В предпрофессиональных инженерных, медицинских и ИТ-классах школьники в обязательном порядке разрабатывают технологические устройства или проводят наукоемкие исследования под руководством опытных наставников — педагогов ведущих вузов страны. Это помогает им не только реализовать себя, прикоснуться к миру инноваций и научно-технического творчества, но и погрузиться в академическую среду, а значит, заранее узнать, что ждет их в вузах. Многие школьники после выпуска продолжают работу над проектами, которую начали в 10–11-м классах.

Рекомендации