Школьники помогают хранить историческую память

  • Полина Дергачева
  • 4.12.2023

Первое заседание обновленного состава Детского общественного совета Музея Победы прошло в Москве. Юнкор «Вечерней Москвы» побеседовала с руководителем проекта «Школьный музей Победы» Еленой Слесаренко о воспитании патриотизма и сохранении культурно-исторической памяти.

— Елена Сергеевна, чем, повашему, так важен проект?

Важен он прежде всего тем, что сегодня проект объединяет уже все регионы России в деле сохранения культурноисторической памяти. И это не просто слова — это ребята и педагоги, которые действуют, используя свои школьные музеи. И, на мой взгляд, это действительно мощный ресурс для сплочения целых сообществ и совместной защиты нашей истории. Ребята из разных уголков нашей страны могут рассказать истории своего региона, истории о тех, кто погиб в годы Великой Отечественной войны. К сожалению, большинство знают лишь об основных вехах — Битва за Москву, Сталинград, блокада Ленинграда, битва за Севастополь. А что происходило на Дальнем Востоке? А в Сибири? А в южных регионах нашей страны? Ведь каждый регион внес свой вклад в победу — были ли это боевые действия или работа в тылу. Благодаря программе и Музею Победы как объединяющей площадке ребята могут общаться, в какой бы точке страны они ни находились, делиться своими проектами.

Как сотрудничают ребята из разных регионов?

— В этом году в совет вошли школьные музеи из Херсонской области, Луганской и Донецкой народных республик. И ребята из новых регионов совместно со школьниками из других городов делают серьезные межрегиональные проекты, используя платформу «Школьного музея». Такой проект недавно был представлен учащимися Первого кадетского корпуса Москвы и Луганского кадетского корпуса, которые разыскали хранившиеся в столице фотографии летчиков-асов Ивана Кожедуба и Александра Покрышкина, сражавшихся в небе над Донбассом. Или, например, ребята из Мурманска, Архангельска и СанктПетербурга объединились и нашли уникальные артефакты из истории Соловецкой школы юнг. На открытие выставки пришел единственный живущий юнга в нашей стране! А нижегородские и московские школьники сделали выставку об учительнице, которая вывела по лесам и полям более 3000 детей с оккупированных территорий, не дав увезти их в концлагеря. Родственники и потомки этих спасенных детей были на этой выставке.

— Какова главная цель Детского общественного совета?

— У нас есть миссия — объединять неравнодушных школьников, подростков, которые действительно могут инициировать исторические, просветительские проекты, которые любят нашу Родину и которые готовы работать над этими проектами, делая их не просто школьного уровня, а всероссийского. Такое объединение уже не первый год существует в Музее Победы — юные журналисты и историки обязательно находят здесь ту базу, где они могут попробовать и представить свой опыт какой-то аудитории, почувствовать себя в роли ведущих. Они выступают для своих сверстников трансляторами наших идей.

— Какие планы, задачи ставит перед собой совет?

В планах, безусловно, создание и инициирование новых активностей. В рамках различных форумов и выездных мероприятий я встречаю очень много ребят, которые предлагают свои идеи. И их и может поддержать Музей Победы. Мы должны подтверждать звание лучшего военно-исторического музея страны, посвященного войне 1941–1945 годов, и не дать фальсифицировать историю. Это невозможно сделать только в форме каких-то назидательных лекций или книг.

У нас есть ряд площадок, которые мы планируем, — это детский центр «Орленок», форум «Истоки», где собираются юные педагоги и историки, традиционный съезд школьных музеев… Ребята побудут организаторами, возглавят пресс-центр, редакцию этих форумов. И свои силы попробуют, и дело для нашей страны хорошее сделают.

СПРАВКА

Детский общественный совет Музея Победы был сформирован 27 апреля 2019 года на Первом слете активистов школьных музеев Москвы. В его состав вошли 75 школьников-активистов и представителей молодежных объединений. Деятельность детского общественного совета направлена на поддержку и развитие инициатив школьников, повышение их знаний в областях истории. Свою главную задачу члены совета видят в том, чтобы донести до своих сверстников понимание того, как важно помнить о войне и знать историю родной страны.

Рекомендации