«Живая история» — события войны в судьбе и изложении обычного человека

  • Елена Валерьевна Геоаскина, учитель истории, руководитель школьного музея ГБОУ "Школа №1164"
  • 2.02.2022

Важнейшим событиям Великой Отечественной войны – в 2021 году исполнилось восемьдесят лет! Начало войны, Блокады Ленинграда, оборонительный и наступательный этапы Московской битвы… Восьмидесятилетие московского ополчения… Цифры, поражающие воображение. Как давно это было! Жизни, прожитые столько лет назад. И самым молодым бойцам уже почти 100 лет. Как сохранить культурный код? Как научить современных детей помнить и гордиться великими подвигами его предков?

Поговорим о важнейших задачах учителя истории:

– максимально объективное изложение темы Великой Отечественной войны.

– привлечение фото и видео материалов

– личное участие ребенка в сборе и обобщении исторической информации

Музейный комплекс ГБОУ школы №1164 «Большая школьная история Писцовой улицы» — это несколько постоянно действующих экспозиций. Одна из них – «Госпиталь на Писцовой». Действительно, в июле 1942 – июле 1943 в школе размещался госпиталь ПВО. Выпускницы школы №211 стали санинструкторами, медицинскими сёстрами и прошли всю войну. Это Вера Галямина, Маргарита Волченкова и другие. Развивая это направление с момента второго открытия музейного комплекса в октябре 2015 года, были найдены и приобретены уникальные экспонаты – бур для трепанации черепа, присланный по Ленд-лизу, который применялся как в годы войны, так и в послевоенное время в нейрохирургическом госпитале, в городе Выборге. Настоящие армейские носилки, санитарные сумки, флакончики от лекарств того времени и даже жестяная трофейная коробка от слабительного – для солдат Вермахта. Чайник, спиртовая горелка, огромные ножницы (найдены в школьном подвале), инструменты и даже флакончики полевой лаборатории, книга под редакцией Н. Н. Бурденко о достижениях советской фронтовой медицины в годы Великой Отечественной войны. Есть и фотография коллектива нашего госпиталя, случайно обнаруженная во время капремонта, и даже точные даты его работы на Писцовой.

Хотелось найти и рассказать детям ещё одну историю! И представился Случай. На интернет-аукционе, директором музея была обнаружена и выкуплена подборка материалов фронтовой медицинской сестры – Лидии Семёновой. Какие материалы были получены?

  1. «Тетрадь для черновых записей» Семёновой Лидии, практически полностью исписанная стихотворениями С. Есенина, М.Ю. Лермонтова, Д.В. Давыдова, А.С. Пушкина, но в первую очередь – К.М. Симонова. Обложка тетради украшена картинкой, на которой рабочий и боец держат в руках огромный снаряд с надписью «Народ и армия непобедимы»
  2. Поэма на тетрадном листке с двух сторон «Путешествие по МСБ №3» всего четыре столбика)
  1. «Живая история» - события войны в судьбе и изложении обычного человека

 

3. Два письма – одно, сложенное в треугольник, без адреса, никогда не отправленное «Папе!!! 31. VIII. 40г с надписью в скобках её же подчерком (не рви, отдай мне). Другое – фронтовое, от 4 ноября 1944 года, написанное в Латвии, около Кенери, адресованное любимому человеку. Это поздравление с днем рождения – Михаилу исполняется 26 лет.

«Живая история» - события войны в судьбе и изложении обычного человека

4. Пять страничек из дневника Лидии. Первая датирована 9.08.1943, вторая и третья 26.20.1943 с припиской от 13 января 1944 года, четвертая – это лист формата А4, сложенный пополам, и только одна половинка исписана чернилами, которые пропечатываются и мешают разбирать текст на другой стороне. И, наконец, пятая страничка, написанная после войны, когда Лидия – мать маленького Саши, жена и студентка.

Вот и всё. Начало поиска для «счастливого обладателя архива». Нет фотографий. Нет никаких чётких указаний, откуда родом Лидия Семёнова, где жила в какой части служила. И всё же они – есть.

Какие вопросы мы должны себе задать и как на них ответить?

  1. Как жила Лидия и её семья до войны? Об этом подробно рассказывается в письме к отцу от 31.08.1940 года. Здесь читается желание отца дать дочери достойное техническое образование, как и сестре Даше, обучающейся во ВТУЗе. И важный факт – девушка живёт недалеко от Ленинграда, намеревается поехать в Ленинград учиться. (Действительно, она родилась и жила, в Дрегельском районе Новгородской области), в Лидия работает в школе помощником счетовода, и, скорее всего, не заканчивает десятилетку (школ с неполным образованием было в этот период гораздо больше), самостоятельно готовясь к поступлению на филологический факультет ЛГУ. Её родная мать, вероятно, умерла (девушка рассуждает о том, чтобы взять и перешить её пальто), а с женщиной, которую она называет мамой (скорее всего, женой отца) у неё очень сложные отношения. Именно поэтому девочка работает и хорошо представляет себе порядок цен. В письме фигурирует «огромная сумма» денег на одежду – 300 рублей. Что же она хочет приобрести? Теплое шерстяное платье, туфли и пальто (но находит «выход» — перешить мамино). Мы не знаем, можем только догадываться, что отец ей ответил, если прочитал письмо. Ведь оно – в её архиве.
  2. Поступила ли Лидия в филологический факультет ЛГУ? Известно, что такой факультет существовал с 1937 года, так что, написав в письме отцу, что филологическому факультету 120 лет, Лидия, наверное, имела в виду историко-филологический. Филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета. Известно так же, что война слишком быстро приблизилась к Ленинграду. Около 2000 студентов и преподавателей сразу ушли в ополчение[1].
  3. К какому воинскому подразделению относился МСБ №3, в котором служила Лидия в годы войны? Об этом можно сделать осторожные предположения, используя данные о его бойцах, обнаруженные в ЦАМО. Эти данные есть в поэме:

«Учёный, врач, певец московский,

Порой суров и нелюдим

Наш токсиколог Тустановский[2]

Грустит о жизни заостровской

Басистым голосом своим».

Почему мы остановились именно на этом имени? Потому что редкое! И вот результаты поисков: Найдена фотография и минимальная информация о том в каких частях служил – это Волховский фронт, 44 стрелковая дивизия 1-й Ударной Армии. Судя по медали за Победу над Германией и орденом Отечественной Войны II степени (дававшийся ветеранам к 40-летию Победы в 1985 году) прожил долгую жизнь. Призывался в Ленинградском РВК г. Москвы, родился в городе Шяуляе Литовской ССР.

Итак, Лидия Семёнова, будучи однополчанкой А.А. Тустановского, воевала на Волховском — Ленинградском фронте.

  1. Можно ли найти хоть немного о личной жизни медсестры Лилии Семёновой в годы войны?

Информация о Лидии Михайловне Бобровой-Семёновой «прилетела» неожиданно, в процессе написания этой статьи. Помог ЦАМО. Старший сержант медицинской службы Боброва-Семёнова Лидия Михайловна, 1923 года рождения (что совпадает с нашими предыдущими выводами о её возрасте), уроженка Новгородской области, Дрегельского района, деревни Дедлово. Место рождения подтверждается текстом довоенного письма к отцу[3]. Из наградных документов известно место службы – Волховский фронт, 44 с/д.

Неизвестно, где была призвана. В её карточке, в архиве ЦАМО, стоит прочерк. А это могло бы существенно помочь восстановлению начала военной биографии. Хотя есть информация по 44 с/д. После гибели первого состава дивизии и переформирования в неё влилась 3-я Ленинградская дивизия народного ополчения. Можно предположить, что Лидия попала в 44 с/д на Волховском фронте именно как ополченка.

Пройдя войну, Лидия осталась жива, вышла замуж, судя по фамилии Боброва-Семёнова, за упомянутого ею дважды в письме и дневнике любимого человека – Михаила Боброва – «Где-то сейчас мой Мишенька? Он за 30-40 км. Поди, сидят с Мешковым или Фаломеевым и в преферанс «дуются». Ему весело, тепло, уютно. А я сижу в этой госпитальной палатке, перед носом коптит фонарь, дающий такой крошечный свет, что глаза режет, слушаю бред раненого и думаю о нём. Ещё когда я увижу его, моего дорогого, ненаглядного, желанного. Он один, один у меня… Милый, ну вспомни меня, чтобы я почувствовала это.»

Как жила Лидия в послевоенное время? Как сложилась её послевоенная судьба? Судьба её близких?

В браке с Михаилом Бобровым родился сын Саша. Лидия поступила в институт, к сожалению, мы не знаем, в какой. Об учёбе — строки из дневника: «Я жена, мать вздумала учиться, вздумала пойти против раз установленного, принятого…»

В конце статьи, следует отметить, что это один пример поисковой работы, которая была проделана за одни сутки и, учитывая доступность материалов, вполне осуществима школьниками. Удачи!

 

 

 

[1] Вестник СПбГУ. Сер. 2, 2010, вып. 2

Г. Л. Соболев, М. В. Ходяков

ПОТЕРИ ЛЕНИНГРАДСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

[2] https://1418museum.ru/heroes/28484551/

 

[3] Из письма отцу «А помнишь та драка в Дреглях?» и «Когда я жила у тётки в Дедлове»

Рекомендации