Участники Всероссийского движения детей и молодежи «Движение первых» в школе № 2120 поселка Московский, ТиНАО

Школы становятся комфортным пространством

  • Дмитрий Толкачев
  • 18.12.2023

В Академии Минпросвещения России состоялся семинарсовещание «Комфортная школа» в рамках реализации проекта по повышению эффективности вспомогательных школьных процессов России.

В течение двух дней более 150 специалистов, которые съехались в Москву со всех уголков страны, обсуждали с ведущими экспертами академии и Федерального центра компетенций в сфере производительности труда и управленцами образовательных организаций тиражирование коробочных решений бережливого производства в рамках проекта «Комфортная школа».

По словам заместителя директора Департамента развития систем образования отдельных субъектов РФ Елены Ложкиной, пускай учебный год в полном разгаре, но обозначить определенные реперные точки уже можно.

— Проект вливается в перечень поручений президента России, который мы реализуем, — говорит она, — но он продолжится и на будущий год. У нас есть поддержка государства. И не только управленческая, но и финансовая.

Особого внимания, по мнению Елены Ложкиной, требует оформление образовательного пространства.

— Сейчас эта тема очень активно внедряется и в новых субъектах РФ, — рассказывает эксперт. — Мы помогаем всем. И работают все. Помогают не только шефы, но и молодежные движения. Например, «Движение первых». Такие пространства создают у наших новых детей ощущение того, как здорово, что они к нам вливаются. Все наши мероприятия зависят от людей, которые в них участвуют.

Заместитель начальника Центра организации и сопровождения административно-хозяйственной деятельности Академии Минпросвещения Мария Нечунаева убеждена, что современные строительные технологии, умный дизайн, грамотная архитектура, технологичное оборудование и мебель способны сделать любое пространство комфортным.

— В 2022 году академия начала работу по повышению эффективности вспомогательных школьных процессов, а именно — реализацию проекта «Комфортная школа», — говорит она. — Основные задачи — адаптация инструментов бережливого производства для отрасли образования. Передача этих компетенций для школ страны и повышение профессионального мастерства работников школ в части создания эффективной образовательной среды.

Мария Нечунаева уточняет, что за два года проектом охвачены 33 региона, 350 общеобразовательных организаций.

— Только в прошлом году на базе образцов в Московской области была поведена адаптация для отрасли принципов бережливого производства, разработка методических рекомендаций, — говорит она. — И разработка обучающих тренингов как для учащихся, так и взрослых участников проекта.

В 2023 году работа по апробации принципов бережливого производства продолжилась в двух субъектах РФ — в Республике Северная Осетия — Алания и Ленинградской области.

Мария Нечунаева рассказывает, что проект получил и свое новое развитие в форме тиражирования коробочных решений.

— 300 школам в 30 субъектах предложено реализовать решения при дистанционном обучении и методической поддержке Министерства просвещения и партнеров, — говорит эксперт. — Сейчас сокращаются очереди на входы в здание, повышается удобство пользования гардеробом, столовой. Сокращаются временные потери при получении услуг питания, удовлетворенность питьевым режимом в школе. Изучается эффективность навигационных решений.

Одна из участниц семинара совещания — исполняющая обязанности председателя комитета образования Курска Елена Российская тоже отметила важность проекта.

— Его задача — повысить эффективность учебного процесса и, самое главное, сделать время пребывания в школе комфортным и для детей, и для преподавателей, — считает она.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Светлана Горчакова, заместитель генерального директора Федерального центра компетенций в сфере производительности труда:

— Школа — это наш второй дом. И всем очень бы хотелось, чтобы он был комфортным. Мы, как Федеральный центр компетенций, специализируемся на промышленности, производстве и занимаемся проектами по повышению производительности труда.

Но когда мы с Академией Минпросвещения России начинали разговаривать на тему «Зачем нам нужна «Комфортная школа»?», то первой задачей, которую перед нами ставили, было вовлечение школьного сообщества в жизнь школы.

Рекомендации