Site icon Пресса в образовании

Смешной серьезный режиссер: путь Эльдара Рязанова

Смешной серьезный режиссер: путь Эльдара Рязанова

Советский кинорежиссер, народный артист СССР Эльдар Рязанов / Фото: Юрий Иванов / РИА Новости

Фильмы Эльдара Рязанова сейчас известны каждому. Разве можно найти человека, который ни разу в жизни не смотрел 31 декабря «Иронию судьбы, или С легким паром!»? Приключения незадачливых героев, в жизни которых так много значит случай, — именно то, что привлекает в его фильмах, а забавные недотепы-персонажи мгновенно влюбляют в себя зрителей. Может быть, залог его успеха в том, что все сценарии предельно искренни? Ведь и в жизни самого любимого режиссера много определял именно счастливый случай.

Эльдар Рязанов родился 18 ноября 1927 года. Его юность пришлась на военное время, а все впечатления молодости — бесконечные эшелоны, эвакуация, голод… Неудивительно, что молодой человек выбрал для себя профессию одновременно героическую, но и романтичную — подал документы в Одесское мореходное училище. Но тут товарищ как-то мимоходом обмолвился, что едет поступать во ВГИК. Авантюрный юноша поехал с ним, не особо представляя, что его ждет: о профессии режиссера Рязанов знал немного, да и кинематографу всегда предпочитал театр. Ничего не поделаешь — тут судьба знала лучше!

Настоящая ирония еще и в том, что режиссер, снявший культовые, поистине народные комедии, к этому жанру совсем не тяготел. Если уж снимать, то очень серьезное кино. Да и после учебы молодой Рязанов ездил по стране, снимая документальные картины. И опять вмешивается его величество случай — на «Мосфильме» отчаянно нужны были режиссеры, чтобы выполнить приказ партии об увеличении производства игровых фильмов. Его пригласил в кабинет директор киностудии, классик советской музыкальной комедии Иван Пырьев и добровольно-принудительно обязал его работать в этом жанре. Рязанов взялся за работу неохотно, но когда в середине производства его отснятый материал раскритиковали, сказав, что все это серо и посредственно, в нем включилось желание доказать, что он может снять кино в любом жанре, и смириться с таким мнением о своей работе он не мог. Так родилась картина «Карнавальная ночь» — очаровательная Людмила Гурченко в главной роли спела песенку про «Пять минут», и моментально после выхода задорный мотив стал народным. Тут уж, извините, есть ответственность перед зрителем — Рязанов продолжил снимать игровое кино. Один за другим выходили шедевры: «Гусарская баллада», «Берегись автомобиля», «Старики-разбойники», «Служебный роман»… Что ни фильм, то всесоюзный успех. Вокруг Рязанова собрались единомышленники — Андрея Мягкова, Юрия Яковлева, Олега Басилашвили, Алису Фрейндлих мы можем видеть в очень многих его картинах.

Только ли за легкий юмор зрители полюбили его фильмы? Совсем нет. Несмотря на забавный жанр, расцвеченный запоминающимися песнями и часто стихотворениями современников, в каждой картине поднимались серьезные вопросы, внутренние конфликты. Многих своих персонажей Рязанову приходилось защищать перед цензорами — слишком уж неоднозначными показывал режиссер советского человека. Например, Юрий Деточкин, главный персонаж фильма «Берегись автомобиля», — он угоняет и продает машины, но все деньги отдает детдомам. Хороший он или плохой? Могут ли подобные герои быть на экранах? С таким режиссером-защитником однозначно могут! Ведь именно неоднозначность, жизненность его героев и заставляла зрителей не просто развлечься очередной комедией, но искренне проникнуться историями. Поэтому через месяц мы все снова увидим на экранах уже ставших родными Женю Лукашина и Ипполита — соперников в самой новогодней комедии «Ирония судьбы…».

ЦИТАТА

Марк Захаров, режиссер:

— Счастлив тот художник, который умеет почувствовать неосознанную потребность зрителя, став предтечей народного мышления. Рязанов несколько раз в жизни, что само по себе редкость, погружался в предощущение зрительской мечты, умел вобрать в свое подсознание ту общественную энергетику, которая потом материализовалась им в явления национальной культуры. И как прекрасно, что редкая, фантастическая работоспособность сочетается у Мастера с бесшабашным легкомыслием, искрометной легкостью. Как только младенца отрывают от груди, сразу можно показывать фильмы Рязанова: заинтересуется.