Главный режиссер Московского театра имени Ленинского комсомола Марк Захаров в своем кабинете в театре. Фото: Анатолий Морковкин / ТАСС

Стремительный и мудрый мир Марка Захарова

  • Ольга Кузьмина
  • 7.10.2024

Марк Захаров родился 13 октября 1933 года в Москве. Это человек, без которого невозможно представить ни театр, ни кинематограф ХХ и начала XIX веков. В каком-то смысле он был их символом. Новаторство Захарова стало ключом в мир неведомого советским зрителям искусства — яркого и, по советским временам, немыслимого по уровню внутренней свободы.

В мире, созданном Марком Захаровым, все было не так, как всем привычно. Там существовало 32 мая, мир фантасмагорий и особого, тончайшего и беспредельно острого юмора. Он получил прекрасное образование, окончив ГИТИС, но соединил «классику» с неиссякаемой жаждой нового и своим особым, исключительным взглядом.

Он начинал как актер, поработал по распределению в Пермском драматическом театре, но быстро понял, что говорить что-то этому миру он хочет не как актер, а именно как режиссер. Собрав небольшой коллектив студентов, начал пробовать режиссуру «на вкус» и понял, что ни о чем ином думать больше не может. Вернувшись в Москву, устроился на работу в Московский драматический театр имени Н. В. Гоголя, затем перешел в Театр миниатюр, где работал вместе с женой, Ниной Лапшиновой, потом — в Студенческий театр МГУ. Это был расцвет оттепели, Захаров был молод и амбициозен, и вскоре про студтеатр начали говорить как о серьезном культурном явлении, а о поставленном там «Драконе» ходили легенды. Однако Захаров чувствовал, что где-то его ждет другой театр, его театр, его предназначение. И это оказался даже не престижный Театр сатиры. Марк Анатольевич был рожден для «Ленкома» и пришел туда, будто вернувшись в родной дом после долгих блужданий.

Под крышей «Ленкома» Марк Захаров сотворил настоящее чудо. Он не просто умудрился собрать там звезд первой величины — очень разных людей с разными характерами, но безумно одаренных, пластичных, интеллектуальных.

Он умудрился сплотить их в единый коллектив, не обломав ни у одной звезды ни лучика! Евгений Леонов, Александр Абдулов, Инна Чурикова, Олег Янковский, Николай Караченцов, Татьяна Пельтцер — эти имена ныне ушедших уже артистов известны всем. Для каждого таланта он находил свою «оправу».

О театральных постановках Марка Захарова ходили легенды. На спектакли в «Ленком» билетов достать было нельзя, а на «черном рынке» за них заламывали бешеные деньги. Перед премьерами на улице Чехова (Большой Дмитровке) было настоящее столпотворение. «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты»,«Поминальная молитва», «Тиль», «Иванов», «Шут Балакирев», «Королевские игры», «Вишневый сад» и, конечно, «Юнона и Авось» зрители смотрели по несколько раз, а цитаты из них знали наизусть. Что же касается снятых Захаровым фильмов, то все они ныне составляют Золотой фонд отечественного кинематографа. «Обыкновенное чудо» или «Тот самый Мюнхгаузен» пересматривать можно до бесконечности!

Захаров собирал и притягивал лучших. Сценарии для его постановок писал Григорий Горин, художником в «Ленкоме» много лет был Олег Шейнцис, оба — тоже светлой памяти… Лучшие артисты, лучшая музыка, лучшие тексты — Захаров превратил Театр имени Ленинского комсомола и театр имени себя — экспериментатора, творца, театрального и киномессию. Все его фильмы и спектакли были мудры и, пожалуй, носили налет печали — даже снимая почти сказочные сюжеты, он делал их реалистичными и не просто развлекал зрителей, а заставлял их задумываться о жизни и своем месте в ней, любви, чувствах и высших смыслах.

…Марка Анатольевича Захарова нет с нами пять лет — он умер 28 сентября 2019 года. За это время мир точно не стал лучше.

ЦИТАТА

Александр Ширвиндт, артист, театральный деятель:

— Чем крупнее личность, тем опаснее ее случайное осмысление. Поэтому личности вынуждены быть закрытыми от обывательских расшифровок. Таков Захаров. Видимость внешнего благополучия обратно пропорциональна внутренней тревоге. Его резкая смелость чревата страшными послепоступковыми муками. У него цепкая, даже злопамятная эрудиция. Это тяжкий груз. Он аналитичен и мудр. Анализ мешает непосредственности, мудрость тормозит импровизацию. В дружбе он суров и категоричен. «Худей! Немедленно!» Я худею. «Хватит худеть! Это болезненно!» Я толстею. При этом он щедр и широк. Это — Захаров.

Рекомендации