8 февраля отмечается День российской науки. Студент аэрокосмического факультета Московского авиационного института Матвей Пятыго отмечает этот праздник новой разработкой.
Третьекурсник разработал стандартизированные блоки для создания универсальной основы для планетоходов. Алюминиевые каркасные кубики можно объединять друг с другом в разной конфигурации, собирая основу для аппарата.
А уже к этим блокам крепятся дополнительные элементы и оборудование: например, подвеска с колесами или солнечные батареи. Внутри каркаса предлагается размещать все измерительные приборы и датчики, собирающие информацию об исследуемом космическом теле.
— Сегодня планетоходы — это очень дорого, трудоемко и занимает много времени. У нас в стране они каждый раз изготавливаются по индивидуальному заказу в рамках какойлибо одной конкретной миссии, — говорит Матвей Пятыго. — Но весь этот процесс можно сократить и удешевить, проведя стандартизацию базовых деталей. Такую задачу я и поставил перед собой в своей научно-исследовательской работе. Сейчас я занимаюсь этим проектом в одиночку: это моя личная инициатива и интерес.
Свою разработку студент планирует снабдить обширной инструкцией, где будут прописаны как обязательные требования к креплению тех или иных элементов, так и рекомендации по возможным конфигурациям. Внутреннее техническое наполнение блоков тоже может варьироваться. Чтобы показать, как можно работать с блоками, Матвей планирует создать свой вариант лунохода.
— Я стремлюсь к максимальному упрощению конструкции, чтобы любой студенческий коллектив при желании мог собрать планетоход. Поэтому периодически вношу изменения в конструкцию своего аппарата, если понимаю, что она получается слишком сложной, — объясняет он. — Например, сейчас кардинально изменяю подвеску. Сначала хотел, чтобы колеса держались на одной оси, которая будет прикреплена к основе. Но сейчас понял, что проще будет прикрепить их сразу к корпусу, а от оси избавиться.
По словам студента, в таком случае луноход немно-го потеряет в маневренно-сти, но зато собрать его будет проще. В инструкции к своей разработке Матвей Пятыго также намерен расписать, какие детали планетохода могут выдаваться за пределы корпуса и на сколько.
— Это нужно для того, чтобы несколько студенческих команд могли изготовить, например, луноходы, которые потом можно будет очень компактноразместить на посадочный аппарат, доставляющий их на поверхность спутника, — поясняет разработчик.
По словам студента, небольшие и средние по габариту и массе космические аппараты, которые создают студенты, можно отдать в Роскосмос как побочную полезную нагрузку для их основных миссий. Он отметил, что сейчас Российская государственная корпорация по космической деятельности чащесосредоточена на статичных устройствах, которые опускаются на поверхность планеты и собирают данные, никуда не перемещаясь. А планетоходы могут получать информацию о температуре или составе атмосферы и грунта из разных точек: таким образом ученые могут получить более обширный пакет данных.
— Отправить студенческие луноходы вместес основной миссией вый дет дешевле, чем если делать это раздельно, — уверен Матвей.
Сейчас студент занимается доработкой своей идеи: упрощает конструкцию там, где это необходимо, создает виртуальную 3D-модель в компьютере, позвол я ю щ у ю оценить, правильно ли все работает.
— Готовлю этот проект на конкурс, чтобы там посоревноваться с другими мыслителями, — говорит он. — Если там все пройдет хорошо и я пойму, что дальше моя конструкция на теоретическом этапе доработок не требует, то перейду к созданию физической уменьшенной модели блоков и лунохода, собранного из них.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Олег Мухин, вице-президент федерации космонавтики России:
— Здорово, что молодежь сейчас задается такими серьезными вопросами. Идеи ребят всегда очень интересные. Инновации в области планетоходов особенно нужны нам сейчас, когда мы уделяем внимание миссиям на Луну. Радует, что у студентов есть не просто какие-то абстрактные предложения, а весьма конкретные наработки. Мы, со своей стороны, всегда готовы помочь ребятам, например с консультациями от опытных инженеров.
КСТАТИ
Первый в мире дистанционноуправляемый планетоход, успешно исследовавший поверхность Луны, выполнял свою миссию с 17 ноября 1970 по 14 сентября 1971 года.
Управление движением «Лунохода-1» производилось из Центра дальней космической связи с использованием телевизионной информации о положении аппарата и характере рельефа окружающей лунной поверхности.