Изящная блондинка Любовь Орлова стала символом советского кино. Ее талант был универсален — в каждом фильме она сама пела, танцевала и даже выполняла акробатические трюки. Девушки всей страны подражали ей, обесцвечивая волосы и нанося похожий макияж. Королева экрана сделала ультрамодными белые водолазки и юбки прямого кроя. Такая слава в то время была знакома только звездам Голливуда. Однако когда-то молодой актрисе говорили, что путь в кино ей закрыт из-за родинки на носу — на пробах операторы сказали, что «она превратится на экране в автобус», и крупным планом снимать девушку с такой пикантной особенностью невозможно. Достойно принять едкий комментарий помогло воспитание и уверенность в себе.
Любовь Орлова родилась 11 февраля 1902 года в дворянской семье. Она выросла среди интеллигентов и творческих людей и на домашних вечерах получала комплименты от оперного певца Федора Шаляпина. Он прочил ей карьеру артистки, но родители спорили с ним, считая, что дочери лучше стать пианисткой — как минимум можно стать преподавателем и давать частные уроки музыки детям.
Именно поэтому в 1919 году юная абитуриентка выбирает Московскую консерваторию. Во время учебы она подрабатывает тапером в кинотеатрах — играет музыку для немого кино. В 1926 году актриса поступает в хор при труппе Музыкального театра под руководством Немировича-Данченко. Вскоре ее замечают и, поскольку она умела не только петь, но и прекрасно танцевала, дают все больше ролей.
Вскоре ее приглашают на главную роль в фильме «Петербургские ночи». Но судьбоносная встреча произошла только в 1933 году — начинающий режиссер Григорий Александров предложит ей попробоваться на роль в картине «Веселые ребята». Он был очарован работой Орловой в спектакле «Перикола». Фотопробы были тяжелые, но упрямый Александров добился, чтобы операторы подобрали нужные ракурсы и свет. Артистку и режиссера связали не только рабочие отношения — на съемочной площадке началась одна из самых красивых историй любви прошлого века.
Результат их работы оценил даже Иосиф Сталин, сказав после премьеры: «Я как будто месяц провел в отпуске». А благословение артистка получила от Максима Горького, который отметил ее работу отдельно: «До чего хорошо играет эта девушка!»
Долгое время Любовь Орлова снималась только в фильмах своего супруга — «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь»… Образы главных героинь режиссер разрабатывал специально для беззаветно любимой жены, продумывая сценарии, чтобы у нее была возможность раскрыться.
Когда началась Великая Отечественная война, Орлова одной из первых отправилась с концертами на фронт, снималась в киносборниках.
В 1947 году на экраны вышла комедия «Весна», где Орлова виртуозно сыграла двойников — ученую и актрису. С 1955 года она блистала на сцене Театра Моссовета, продолжала играть в фильмах супруга: «Встреча на Эльбе», «Композитор Глинка» и «Скворец и Лира».
Режиссера и актрису невозможно представить друг без друга — слава к ним пришла именно тогда, когда они стали работать вместе. О творческом союзе режиссер Виталий Москаленко снял сериал «Орлова и Александров», где рассказал историю их жизни и любви.
ЦИТАТА
Олеся Судзиловская, актриса, сыгравшая Любовь Орлову:
— К Любови Орловой у меня особое отношение. При идеальной голливудской внешности она была почти клоунессой. Любовь Петровна не боялась хулиганить на экране, сохраняя стилистику немого черно-белого кино, где жесты ярче и мимика острее. Мне рассказывали много историй о ее доброте. Однажды Орлова получила письмо. Женщина писала ей, что, когда на фронт ушли муж и два ее сына, она посадила у дома три тополя. Местные власти решили проложить дорогу и срубить их. Любовь Петровна выехала в тот город и помогла защитить их. Таких историй, когда она помогала незнакомым людям, было немало.