Народный артист СССР, лауреат Государственных премий, главный режиссер Ленинградского академического Большого драматического театра имени М.Горького Георгий Александрович Товстоногов. Рудольф Кучеров / Фото: РИА Новости

«Театр — искусство правды»: путь Георгия Товстоногова

  • Александра Ерошенко
  • 22.09.2025

Режиссер Георгий Товстоногов был убежден, что театр должен будить совесть зрителя. При этом в его спектаклях никогда не было ни нарочитого морализаторства, ни ажиотажного стремления повести за собой. В каждой истории ценнее всего для него была простая жизненная правда, и это привлекало к нему последователей и из числа артистов, и из числа зрителей.

Бескомпромиссный и честный, Товстоногов никогда не скрывал, что родился в дворянской семье. Будущий режиссер появился на свет 28 сентября 1915 года. Отец — железнодорожный инженер, репрессированный в 1937 году, мама — грузинская певица. Воспитывали юношу тоже в традициях дореволюционных, прививая любовь к языкам и искусствам, и, конечно, опорой всем этим знаниям были такие качества, как честь и благородство. Арест отца чуть было не сломал судьбу молодого театрала — его отчислили с пятого курса ГИТИСа, но вскоре восстановили — если верить легендам, после фразы Сталина «Сын за отца не отвечает». По окончании учебы режиссер работал в Тбилисском русском драматическом театре имени Грибоедова, Центральном детском театре в Москве (сейчас РАМТ. — «ПВО»), но настоящий расцвет ждал его после назначения в Большой драматический театр в Ленинграде, которому сейчас присвоено имя режиссера. Он возглавил театр в 1956 году после череды смены руководителей. Первые же шаги были волевыми и смелыми — Товстоногов провел «чистки» труппы, избавившись от балласта. Шаг жесткий, но за счет этого режиссер влил в коллектив молодую энергию, пригласив новых артистов. Чутье на профессионалов у него было точнейшее — именно он на сцене открыл целую плеяду ярчайших имен, которых потом благодаря кино узнала вся страна. Так, знаковой постановкой стал спектакль «Идиот» по одноименному роману Федора Достоевского — роль князя Мышкина сыграл Иннокентий Смоктуновский. Потом — щемяще интимная, проникновенная постановка «Пять вечеров» по пьесе Александра Володина, четко попавшая в нерв времени. «Оттепельная» история покорила зрителей откровенностью и нежностью, ведь она о том, как после войны, после нескольких лет восстановления, люди вдруг стали возвращаться к обычной жизни, и вместо переживаний о стране и народе на первый план вышли любовь, тоска по украденной юности и возвращение наивной веры, что все еще возможно успеть.

Георгий Александрович и сам считал, что театр говорит только о сегодняшнем дне и найденное вчера его уже не устраивает: «Режиссеру необходимо быть человеком своего времени, хорошо знать, чем живут люди, — писал режиссер в своей книге «Зеркало сцены». — Нужно все время быть в температуре зрительного зала, в чутком ощущении того, чем этот зал живет…»

Талант режиссера не только в даре рассказчика и интерпретатора, но и умении открыть актера, полностью находящегося в его власти. Георгий Товстоногов зажег звезды Олега Басилашвили, Сергея Юрского, Алисы Фрейндлих, Кирилла Лаврова, Татьяны Дорониной… Всех имен не перечислить, но каждый из них стал символом золотого века советского кино и театра. Так же как и Товстоногов стал целой эпохой в БДТ.

33 года режиссер возглавлял театр, пользующийся невероятным успехом — билетов туда было не достать. Последней постановкой мастера стал спектакль «На дне» по пьесе Максима Горького. Многие спектакли «товстоноговской» эпохи БДТ записаны на пленку. И пусть говорят, что никакая запись не передает чудо сиюминутно рождающегося искусства, тем не менее даже через экран они продолжают волновать зрителей и для многих современных режиссеров становятся эталоном.

ЦИТАТА

Алиса Фрейндлих, актриса:   

— Товстоногов радел за интеллигентный тон общения. Георгий Александрович очень следил за внутренней этической температурой и климатом в театре. Все боялись его. Причем боялись не страхом, а уважением каким-то необыкновенным. Ну а меня он какое-то время проверял на звездность. Первым делом назначил на масенькую рольку в «Смерти Тарелкина». Товстоногов увидел, что я с увлечением это делаю, то есть звездности не обнаружил… У него уже в планах был спектакль «Киноповесть с одним антрактом» по пьесе Володина. И Товстоногов предложил мне главную роль. Это был восторг и прекрасное взаимопонимание!

Рекомендации