Северная романтика кружит головы многим поколениям мальчишек — да и девчонок тоже.
А сколько замечательных книжек и фильмов написано и снято на эту тему. Неизведанные земли, захватывающие приключения, отважные первопроходцы… Как же здорово представлять себя на их месте! Вместе с героями Джека Лондона, Джеймса Кервуда, Вениамина Каверина, Олега Куваева пробивать тропу сквозь снежную целину, искать золото, раскрывать тайны, охотиться, ночевать у костра, побеждать «плохишей», обретать верных друзей и настоящую любовь! Но знаете, в чем сила настоящего искусства — литературы, кинематографа, поэзии, не суть важно? Оно не врет в главном.
«Разговоры смолкли. Трудный путь не допускает такой роскоши. А езда на севере — тяжкий, убийственный труд. Счастлив тот, кто ценою молчания выдержит день такого пути, и то еще по проложенной тропе. Но нет труда изнурительнее, чем прокладывать дорогу», — это строчки из рассказа Джека Лондона «Белое безмолвие».
Полярная ночь, холод, трое измотанных людей, две озверевшие от голода собачьи упряжки — и триста километров с гаком до ближайшего человеческого жилья. Короткая, минут на семь-десять вдумчивого чтения, история жизни, смерти и преодоления.
Ключевое же слово здесь — труд. Тяжкий. Изнурительный. Убийственный. Можно было бы списать употребление подобных эпитетов на авторское преувеличение, на некую гиперболизацию, призванную усилить драматический эффект от повествования. В конце концов Лондон писал художественную литературу. Аналогичным образом можно придираться и к знаменитому роману «Территория» Олега Куваева, который описывает будни первооткрывателей золотых месторождений Чукотки и Колымы.
Так да не так. Все то же самое находим и в документальной и полудокументальной прозе геолога Владимира Обручева и его знаменитого ученика, основателя Норильска Николая Урванцева, в «Северном дневнике» публициста и новеллиста Юрия Казакова и в путевых заметках Виктора Конецкого, капитана дальнего плавания, многие годы проработавшего на судах, которые ходили по Северному морскому пути. Не говоря уже про десятки ныне позабытых авторов советского периода. Их произведения, описывающие реалии Русского Севера, Сибири и Дальнего Востока, быт оленеводов, рыбаков, промысловиков, геологов и моряков, может, и не были образчиками высокохудожественной прозы, но это никак не умаляет их основного достоинства — стремления к достоверности.
И потому — холод, неуют, неизбывная усталость, боль в перетруженных мышцах и короткие всплески яркого счастья, когда, покончив с тяжелой работой, удается поесть горячего да выспаться в тепле.