То ли женщина, то ли виденье: как эволюционировал литературный тип «тургеневской барышни»

  • Александр Лосото
  • 13.11.2023

9 ноября отмечался некруглый — 205 лет со дня рождения — юбилей русского классика Ивана Сергеевича Тургенева. Отечественная словесность очень многим обязана легкому перу этого блестящего беллетриста. А мы сегодня вспомним созданную писателем галерею женских образов — так называемых тургеневских девушек. И попытаемся понять, чего в них больше: жизненной правды или стремления автора идеализировать своих героинь.

С колько же их, этих прекрасных, чистых, тонко чувствующих, самоотверженных девушек? Загибаем пальцы, чтобы никого не забыть. Две Елизаветы — из «Дворянского гнезда» и «Дневника лишнего человека», Ася из одноименной повести, Елена («Накануне»), Марианна («Новь»), Вера («Фауст»), Наталья («Рудин»)… Нет, наверное, особого смысла называть их фамилии. Тургеневские девушки походят друг на друга, как родные или, в крайнем случае, сводные сестры. Они действуют, страдают и со страшной силой влюбляются едва ли не в каждой из лучших вещей писателя. Может даже показаться, что он всю жизнь описывал одну и ту же женщину, помещая ее в разные сюжетные обстоятельства.

Ей от 17 до 26 лет. Да, она не отличается красотой, но зато обладает острым умом и горящим сердцем. Любимое: уединяться и погружаться в чтение. Ей тяжело находить контакт с окружающими, но она умеет видеть в людях достоинства и недостатки. Готова к жизненным испытаниям и трудностям. Кисейная барышня. Сентиментальная, хрупкая и добродушная. Напомню, чисто внешне не красавица. Не уродина, конечно, но «почти дурнушка». То слишком крупные черты лица, то сутулится, то еще не успела развиться. Неказистой внешности противопоставлен внутренний мир: глубина и искренность натуры, ум, впечатлительность, восторженность и порывистость.

Эти драгоценные душевные качества тургеневской девушки развились вдали от пагубных соблазнов больших городов. Она родилась в каком-нибудь захолустье, в небогатой, но достойной семье, и это как нельзя лучше способствовало развитию личности. Думающая, начитанная, понимающая природу, но по-провинциальному застенчивая, не готовая распахивать душу. Ради истинной любви она готова пожертвовать всем.

В общем, не девушка, а мечта поэта. Только вот того счастья, которое мы называем женским, ей обрести не дано.

Слишком уж высоко задрана планка требований. Потенциальному избраннику мало быть пылким, обаятельным и богатым. Он обязательно должен стремиться к некоей высшей цели. Не просто служба у него должна быть, а служение. Такому тургеневская девушка посвятит жизнь.

Только где его найти? Казалось бы, все во власти автора. Создал женщину — сотвори ей достойную пару. Беда в том, что герои Тургенева словно слеплены из разного теста. Кажется, будто женщины порождены силой творческого воображения Ивана Сергеевича, который их откровенно идеализировал. А мужчин он просто взял из реальной жизни со всеми их недостатками.

Да, чистая, волевая, целеустремленная девушка может полюбить слабохарактерного, неспособного к такому же сильному чувству молодого человека. Но вслед за этим неизбежно отрезвление и разочарование. Наталья расстается с Рудиным, восторженная и добрая Лиза Калитина уходит в монастырь, Ася бежит от нерешительного Гагина. Даже достойный счастья Инсаров, одержимый идеей освобождения своей родной Болгарии, умирает, так ничего для нее и не сделав.

К тургеневским девушкам сразу сформировалось полярное отношение. Одни ими восхищались. Вот, например, слова великого русского писателя Льва Толстого: «Может быть, таких, как он писал, и не было, но когда он написал их, они появились. Это —верно; я сам наблюдал потом тургеневских женщин в жизни».

Действительно, герои романов и повестей обычно имеют прототипов. Но возможен и обратный путь: со страниц книги — в реальную жизнь. Придуманный, но талантливый образ зовет к действию, будит все лучшее в человеке, заставляет быть нравственней, целеустремленней.

Другие же читатели брезгливо морщились, как, например, чуждый всякой идеализации Чехов: «Все женщины и девицы Тургенева невыносимы своей деланностью и, простите, фальшью». Но, может, Антону Павловичу Чехову не везло и он просто не встретил своей тургеневской девушки? Ныне это словосочетание почти утратило свой первоначальный смысл. Не все даже отличают тургеневских девушек от кисейных барышень — жеманничающих девиц с вечно потупленными скромными глазками.

Считалось, что кисея, белая воздушная ткань, придает образу барышни некую мечтательность и загадочность, скрывая, как уверяли злые языки, внутреннюю пустоту и мещанский кругозор. Порой путают «тургеневок» и с синими чулками — учеными женщинами, которые якобы жили лишь своей наукой и ничем более. Мужчины для них не существовали. Надо ли говорить, что героини поэтичнейшей прозы Ивана Сергеевича стократ умнее кисейных барышень и человечнее синих чулок? Теперь, когда говорят о тургеневских девушках, чаще всего подразумевают романтичность натуры, даже наивность, неприспособленность к настоящей жизни, в которой нужно зубами цепляться за свое место под солнцем. Таким, дескать, надо было родиться в XIX веке, будто тогда жить было проще. Зачастую это скрытая насмешка над женщиной — что с нее, с тургеневской, взять, она ж не от мира сего. Разумеется, с персонажами романов «Накануне» или «Новь», сильными и жаждущими деятельности, такие представления не имеют ничего общего.

В любую эпоху искренний и не боящийся прослыть белой вороной человек стоит особняком. Стремление защитить свое внутреннее «я» от нескромных взглядов воспринимается как холодность, возмущение несправедливостью — как неспособность к компромиссу, свидетельство тяжелого характера. Сегодняшний мир безнадежно материален, и может показаться, что тургеневские девушки, если они и существовали, исчезли как класс, а идеи служения обществу давно сданы в утиль. Так ли это? Познакомьтесь поближе, скажем, с волонтерами, и составьте собственное мнение.

СПРАВКА

Тургенев, приступая к произведениям с любовным сюжетом во второй половине 1850-х годов, все свое внимание отдал пробуждающемуся сознанию девушки, не случайно его называют певцом первой любви. Писатель создает новый женский образ. В его героинях ничего не остается от дам Средневековья.

ЗВЕЗДА ЭКРАНА

■ Самое известное произведение Ивана Тургенева — это роман «Отцы и дети». На второй позиции в этом ряду, пожалуй, рассказ «Муму». Вот только у киношников свои предпочтения. И самой часто экранизируемой оказалась пьеса «Месяц в деревне». Эта драма, в основе которой — любовный четырехугольник, пережила на сегодня более двух десятков киновоплощений.

■ Второй по числу экранизаций стала повесть «Первая любовь», где 16-летний герой конкурирует за благосклонность девушки не только с молодыми поклонниками, но и с отцом. Более 15 экранизаций.

■ «Отцы и дети» занимают в списке лишь третью строчку: экранизировался 13 раз.

■ На четвертом месте — повесть «Вешние воды», главный герой которой разрывается между двумя женщинами.

■ Самой первой экранизацией стал кинофильм «Лейтенант Ергунов», снятый в 1910 году.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Кристина Степаненко, литературовед:

— Качествами «тургеневской девушки» обладает Аглая из романа Достоевского «Идиот». Выросшая в интеллигентной дворянской семье, «чистенькая» Аглая (так ее характеризует Настасья Филипповна), мечтает о «деятельном добре»: «Я не хочу по их балам ездить, я хочу пользу приносить». К этому же стремится и Аня Раневская из «Вишневого сада» Чехова — вслед за тургеневскими Асечкой, Натальей Ласунской, Еленой Стаховой. А другую смелую героиню Чехова — Сашу из «Иванова» — напрямую сравнивали с «тургеневскими девушками» при постановке пьесы, о чем читаем в мемуарах Катаева. Даже булгаковскую Маргариту можно назвать продолжением именно этого типажа — решительная, она идет на все ради спасения любимого человека, восхищая своей гордостью и упрямством самого дьявола. «Тургеневская девушка», несмотря на внешнюю хрупкость, почти всегда сильнее мужчины. Еще один автор, продолжавший традиции Тургенева, — Набоков. В его раннем романе «Машенька» отсылки к тургеневской «Асе» очевидны, начиная с имен героев. Хотя мы узнаем о ней только из воспоминаний главного героя, этот образ явно вдохновлен «тургеневской девушкой». Как и образ упрямой Ады из одноименного романа уже позднего Набокова — еще одно переосмысление Аси. Позже тургеневская героиня перевоплощается в эмансипированную советскую женщину. Среди экранных образов это и Алена из «Я шагаю по Москве», и Катя Тихомирова из «Москва слезам не верит», всего добившаяся своим упорством.

То ли женщина, то ли виденье: как эволюционировал литературный тип «тургеневской барышни»

Рекомендации