Автор фото: Иван Николаевич Крамской

Творчество без единой капли вымысла

  • Александр Лосото
  • 27.09.2021

Мы представляем новую рубрику «Культурный код», где будем рассказывать о знаменитых деятелях искусства и интересных кинопремьерах. Сегодня вспомним писателя Сергея Аксакова. 1 октября исполняется 230 лет со дня его рождения.

Есть писатели, ярко дебютировавшие, как метеоры, врывавшиеся в литературу. Другие начинали скромнее, но талант их был виден уже по первым вещам. Путь Аксакова иной. Долго он занимался, откровенно говоря, пустяками — критикой, театральными рецензиями, писал сентиментальные стихи. Ничто не давало повода разглядеть дремлющий потенциал. Поздний, «настоящий» Аксаков явился читающей публике, лишь вплотную приблизившись к 60-летнему рубежу.

В 1847 году вышли в свет его «Записки об уженье рыбы». Через пять лет — «Записки оружейного охотника Оренбургской губернии». Писатель образно и точно рассказывает о жизни рыб и птиц, способах их добычи и о русской природе вообще. Друживший с автором Гоголь признавался, что хотел бы сделать героев второго тома «Мертвых душ» такими же живыми, как птицы Аксакова.

Стиль Сергея Тимофеевича можно назвать рафинированным реализмом. Кажется, он вообще не был способен фантазировать, придумывать героев, накручивать повороты сюжета.

— Я могу писать, только стоя на почве действительности, идя за нитью истинного события… Даром чистого вымысла я вовсе не владею, — без всякого сожаления признавал сам Аксаков.

Его творчество насквозь автобиографично. Знаменитая мемуарная трилогия («Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука» и «Воспоминания») впечатляет достоверностью. Там жив помещичий быт — нелепый, порой страшно жестокий. Но автор не позволяет себе морализаторства и публицистических выпадов. Он просто вспоминает минувшее, бесхитростно и бесстрастно, пользуясь своей поистине феноменальной памятью, сохранившей мельчайшие подробности событий, случившихся за много десятилетий до этого.

Последние годы Сергей Тимофеевич тяжко болел. Почти ослепнув, он не мог писать и диктовал дочери Вере. Но физические страдания не отразились на его книгах. В 1858 году как приложение к «Детским годам Багровавнука» была напечатана сказка «Аленький цветочек». Тоже не выдуманная — автор еще ребенком слышал ее от ключницы Пелагеи. Светлая, со счастливым концом, она стала самым известным и издаваемым произведением Аксакова. Писателя, быть может, не самого яркого, но, безусловно, самобытного, глубоко национального, заслужившего свое место в истории русской культуры.

Рекомендации