Кадр из фильма «Рассвет»

Учитесь отличать вранье от правды

  • Павел Воробьев
  • 28.03.2022

Практика последних лет показала, что молодежь наиболее подвержена недружественной пропаганде и восприятию фейковых новостей в интернете и СМИ.

Интернет называют «большой помойкой, в которой можно найти все что угодно, если продраться сквозь мусор».

И как раз пропагандистского мусора там полно. Государства борются за влияние — и часто используют грязные методы пропаганды. Особенно этим славятся представители англосаксонской культуры и средства массовой информации США, они используют принцип гитлеровских пропагандистов: «чем больше ложь, тем быстрее в нее поверят», в частности, в геополитической борьбе против нас. Нынешняя ситуация на Украине — яркий пример.

В основном киевские пропагандисты используют два приема. Первый — постановочный фейк, выдуманный от начала до конца. Например, взрывают или поджигают здание, снимают на его фоне якобы раненых людей с бутафорской кровью и бинтами и объявляют эти съемки «ударом российских войск по жилым кварталам».

Если присмотреться, то и здание может быть уже давным-давно заброшенным или разрушенным, и характер разрушений может не соответствовать заявленному «удару», и «раненые» одни и те же кочуют из съемки в съемку… На таком вранье украинских националистов ловили уже несколько раз. Второй вариант — это взять съемку реальных разрушений или жертв и объявить их совсем другими событиями.

Например, кадры жестокого удара бандеровцев ракетой комплекса «Точка-У» по Донецку объявляются ударом по Киеву… На таком попались итальянская газета «Ла Стампа» и несколько украинских и американских блогеров.

А жилой дом в Киеве, поврежденный украинской зенитной ракетой при попытке сбить российский самолет, выдали за пример удара российского оперативно-тактического комплекса. На то, что мощная ракета ОТРК оставляет другие, гораздо более страшные разрушения, чем зенитная, пропагандистам плевать… Ну и самый распространенный обман — кадры разбитой украинской техники, которую выдают за российскую. Малюют на бортах «Z» и объявляют — мол, это потери русских войск.

Но дальше всего в деле фейковых новостей и лживой пропаганды зашли наследники самураев. Японское телевидение можно считать чемпионом по обдуриванию аудитории.

— Я увлекаюсь японской культурой, и у меня есть знакомые в Японии, — рассказал коллекционер-востоковед Денис Хлыбов. — Я знаю и японцев, и русских, работающих или учащихся в Японии. Мы с ними время от времени связываемся, и я спрашиваю, что им показывает их японское телевидение про Россию и про события на Украине? Так вот, никакой корреспондентской работы нет, им показывают жестокости русских… кадрами из художественных фильмов! Приходится разубеждать, передавать ссылки на реальные видео. Заниматься народной дипломатией на уровне личных знакомств…

Как же отличить вранье от правды? Главное — наличие доказательств. Если кто-то говорит «сам видел», это еще не повод верить. Хорошая фраза из сетевых споров «пруфы в студию!» (от английского proof — доказательство) тут не просто уместна, а обязательна. Тем более в вопросах политики. Если видите фото — оно должно быть со «вшитой» от камеры геолокацией.

Если вам цитируют какого-нибудь авторитета — то должны быть данные, откуда взята цитата. И, конечно, нужны подтверждающие ссылки, чтобы можно было проверить — а правда ли такое написано в книге или было сказано в выступлении? Если оппонент не может представить никаких подтверждений — то, скорее всего, это выдумка.

Второй непреложный принцип — проверка. То, что в западных СМИ называется «фактчекинг». Надо сравнивать разные источники и относиться к ним критически.

Проверять, есть ли опровержения? Внимательно относиться к мелочам, они могут выдать фейк. Проверять, а не появлялись ли скандальные кадры или люди на них где-то раньше (пропагандисты могут выдавать старые съемки за новые события). И главное — учиться и быть по-хорошему любознательными.

Чем больше ваш личный багаж знаний по всем сферам жизни, тем проще отличать вранье от правды. Например, ребята, интересующиеся военной техникой, в начале нашей спецоперации на Украине быстро отличали украинские пропагандистские ролики о якобы «российских потерях» от реальных кадров. Все было довольно просто: киевские пропагандисты выдавали за потери РФ кадры собственной разбитой техники, которая отличалась от той, что используется в современной российской армии.

Так, в кадрах разбитых боевых машин пехоты можно было без труда узнать БМП-1, которые уже не используются у нас, а на Украине все еще составляют большую часть армейского арсенала. В армии России используются БМП-2, которые явно отличаются от БМП-1 формой башни и пушкой, и БМП-3, у которых не только башня, но и корпус выглядит иначе. Все, кто хоть немного интересуется военной техникой, это моментально понимали. Как оказалось, в борьбе с фейковыми новостями может помочь и серьезное увлечение компьютерными играми.

Так, несколько сюжетов про «разгром» российских войск и про сбитие наших самолетов оказались эпизодами из современных компьютерных игр, «стрелялок» и симуляторов. И первыми это обнаружили как раз увлеченные фанаты-игроки. Не помогло даже намеренное ретуширование видеокартинки — игроманы четко определили изначальную компьютерную графику. Или, например, буквы Z или V в некоторых сюжетах явно видны на сгоревшей технике.

Черные, закопченные борта и белые, хорошо видные латинские литеры — не смущает? Такого ведь быть не может, если только кто-то не нарисовал их на уже сгоревшей машине специально для постановочной съемки…

Вот вроде бы мелочь, но очень заметная. И таких мелочей может быть много и по любой теме. Они помогают развенчивать фейки.

Наконец, надо уметь работать с официальной информацией. Официальные заявления Минобороны, МИДа и других таких учреждений не врут. Могут что-то умалчивать, засекречивать — но не врут.

К СВЕДЕНИЮ

Медиаграмотность — это

  • умение эффективно искать информацию (составлять грамотные запросы для поисковых систем, знать принципы составления ответов);
  • умение обезопасить себя от избыточного контента (быстро оценивать информацию по принципу «соответствует — не соответствует» запросу, отсеивать ненужное;
  • умение верифицировать и критически оценивать информацию с использованием альтернативных источников (сравнивать разные источники, даже противоречащие друг другу);
  • способность адекватно воспринимать и грамотно использовать информацию (не верьте, что стакан наполовину пуст, если для вас он наполовину полон);
  • умение эффективно и корректно распространять информацию с учетом требований законодательства.

Рекомендации