Вячеслав Яковлевич Шишков (1873–1945) вошел в новую советскую литературу как состоявшийся мастер, продолжатель классических традиций литературы русской.
Он родился в Тверской губернии в семье мелкого торговца, отучился в техническом строительном училище, принимал участие в возведении каменной плотины в Новгородской губернии, работал в системе путей сообщения. Плавая по рекам России, познакомился со знаменитым церковным провидцем Иоанном Кронштадтским, о котором оставил теплые воспоминания: «…держался очень просто, ханжества в нем я за две недели плавания не замечал».
В конце 1894 года Шишков перебрался в Сибирь, где долгие годы возглавлял исследовательские экспедиции по Оби, Иртышу, Енисею, Лене, Нижней Тунгуске и Ангаре. Писать начал рано, но литературную известность приобрел только после знакомства с Максимом Горьким и публикации ярких рассказов из жизни народа: «Краля», «Помолись», «Суд скорый». Шишков привнес в советскую литературу прекрасный язык, основательную проработку сюжета (его романы читаются, как детективы), достоверность характеров героев, чувство времени, знание и понимание человеческой природы, приобретенное в экстремальных ситуациях в сибирской глуши, где «закон — тайга, медведь — прокурор». К Шишкову в полной мере следует отнести определение Юрия Олеши «инженер человеческих душ». Только вот «техническое задание» ему давала не партия, а сама жизнь.
В советское время Шишков заявил о себе как о выдающемся эпическом писателе. Его романы «Ватага» (о Гражданской войне в Сибири), «Угрюм-река» (энциклопедия жизни России в конце девятнадцатого века), неоконченный исторический роман «Емельян Пугачев» стоят в одном ряду с книгами Горького, Шолохова, Алексея Толстого.
В трудных условиях идеологизации литературы, провозглашения соцреализма методом отражения действительности Шишков сумел сохранить горьковскую широту и лесковскую глубину взгляда на мир. Он создал галерею нестареющих и по сию пору волнующих читателей характеров: талантливого, но понимающего жестокую сущность капитализма Прохора Громова, верную, но своенравную Анфису, готового отдать жизнь за друга горца Ибрагима, внешне простого, но мудрого Суворова, злого, но не чуждого философии разбойникацаря Пугачева.
«Угрюм-река» — это обобщенный образ жизни и смерти, человеческих страданий и надежд, любви, превращающейся в ненависть, и дружбы, оборачивающейся предательством. Вячеслав Шишков оказал большое влияние на писателей следующих поколений: Анатолия Иванова («Вечный зов»), Петра Проскурина («Горькие травы»), Ивана Акулова («Касьян Остудный»), Василия Шукшина («Я пришел дать вам волю»). И сегодня Шишков остается одним из самых читаемых в России авторов, по произведениям которого снимаются сериалы, а по его сюжетным схемам сочиняются новые исторические романы. «Угрюм-река» вышла из берегов времени и пространства и утекла в вечность.
ЦИТАТА
Юрий Мороз, режиссер сериала «Угрюм-река» (2021):
— Прохор Громов — человек, от природы наделенный огромной духовной силой. Но это дух дикий, необузданный, необразованный и не ограниченный ни человеческими, ни божественными законами. И это приводит его к гибели. «Угрюм-река» — классическое произведение Шишкова, и если говорить об актуализации классики, то история Прохора — это история детей поколения «красных пиджаков», унаследовавших капиталы своих родителей, но так и не понявших, что стремление к свободе напрямую связано с самоограничением.