Учитель школы № 1241 Петр Омельяненко проводит занятие по критическому мышлению. Фтото: Динара Кафискина

Важно сформировать критическое мышление

  • Динара Кафискина
  • 4.10.2021

В школе № 1241 с наступившего учебного года стали проводить курс критического мышления. Пока он не отмечен грамотами или наградами, но за него голосуют ученики — посещаемостью.

Такой курс очень важен для современной молодежи, которая должна разумно подходить к потреблению информации, уметь ее фильтровать и стараться давать объективную оценку фактам.

Вообще внеурочную деятельность, в рамках которой и проходят занятия по критическому мышлению, ребята могут посещать по желанию, данный предмет не обязательный в школьной программе. Но именно на этот курс ходят все ученики медиакласса, практически без исключений.

— Занятия по критическому мышлению мы проводим только для учеников медиакласса раз в неделю, — рассказал учитель обществознания школы № 1241, который и ведет курс «Критическое мышление», Петр Омельяненко. — Вообще, подобные занятия в московских школах организовывают по инициативе учителей.

Такой курс развивает так называемые общеучебные навыки, которые пригодятся школьникам не только в изучении различных предметов школьной программы, но и в их повседневной жизни.

— Критическое мышление помогает наиболее эффективно развивать общеучебные навыки, способствует более плотной работе с информацией. Начали мы с когнитивных искажений. С того, что, чем больше ты знаешь о том, как совершаются ошибки, тем есть большая вероятность того, что ты сделаешь их меньше и примешь верное решение. Такие исследования проводились.

По словам Омельяненко, подобные вещи касаются опять же общеучебных навыков, которые связаны не только с работой с информацией, но в том числе и с формированием собственного мнения по тому или иному вопросу. Существует определенная программа, по которой эта работа проводится.

— Начали мы работать с когнитивными искажениями, после — с логическими компетенциями и основами логики, — отметил преподаватель. — Часть ребят уже это изучали в рамках уроков информатики, какие-то знания я давал и на уроках обществознания.

Здесь же ведется более акцентированная работа именно с содержанием понятия, простыми суждениями, с теорией, аргументацией и так далее. Обычно в начале урока учитель ставит перед ребятами цель, и потом все вместе проводят анализ — насколько эта цель была достигнута в рамках учебной деятельности на уроках обществознания и на уроках экономики и права.

Все занятия по критическому мышлению проводятся в устной форме. Никаких письменных заданий педагог не дает. Ребята сами фиксируют то, что считают нужным.

— Меня цепляет нестандартный подход к обучению со стороны учителя и темы, о которых в повседневной жизни люди не говорят. Например, когнитивные искажения, — отметил ученик медиакласса школы № 1241 Егор Задорожный. — Нравится в целом разбирать, что такое критическое мышление и зачем оно нужно для будущей работы, где мне оно пригодится в жизни.

На уроках используются массовые психологические игры. Порой ребята работают в режиме «мозговой штурм». И положительно отзываются о подобном формате занятий. А еще им нравится развивать навыки работы в команде, их привлекает более свободный, чем на обычных уроках, формат общения с учителем, они учатся слушать друг друга, предлагать свои идеи.

МЕЖДУ ТЕМ

Критическое мышление — система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить оценки, интерпретации, а также применять полученные результаты к ситуациям и проблемам. То есть человек любую поступающую информацию подвергает сомнению, обдумывает, пользуясь своими знаниями и убеждениями, проверяет ее по другим источникам. Сам термин «критическое мышление» берет свое начало у философа Джона Дьюи, который чаще всего использовал термин как «рефлективное мышление»: «активное, последовательное и осторожное рассмотрение любого убеждения или предполагаемой формы знания в свете оснований, которые поддерживают его, и следствия, к которым оно приводит». Набор ключевых навыков, необходимых для критического мышления, включает в себя наблюдательность, способность к интерпретации, анализу, выведению заключений, способность давать оценки.

Рекомендации