Режиссер Эльдар Рязанов на съемках советско-итальянского фильма «Приключение итальянцев в России» / Фото: Новиков / РИА Новости

Великая киноправда режиссера Эльдара Рязанова

  • Ольга Кузьмина
  • 10.11.2025

При советской власти в стране было не так много развлечений, возможно, поэтому люди особенно любили кино, а его создатели — режиссеры и актеры (в первую очередь) — становились для них культовыми персонажами. 18 ноября 1927 года в Самаре родился человек, чье имя ассоциировалось у многих с кристальной киноправдой: Эльдар Рязанов не снимал политических фильмов, но делал кино про обычных людей и их чувства, причем разные. В героях его лент узнавали себя, свой быт и свои эмоции. И любили их, а иногда и плакали вместе с его героями, потому что понимали: так все и есть на самом деле…

…Эльдар Рязанов переехал в Москву совсем маленьким и, конечно, ощущал себя москвичом. Во время войны находился в эвакуации с мамой и братом. Вернувшись, окончил школу экстерном. Он был увлечен литературой, мечтал о путешествиях и дальних странах и мысленно описывал их, совмещая путь исследователя с литературой.

Юноша даже собирался поступать в мореходное училище в Одессе! Но в итоге пошел во ВГИК. Его любовь к кино была неизбывна.

…Учился Эльдар у знаменитого Григория Козинцева. Блистательно защитившись, посвятил себя сначала документалистике — «оттрубил» на Центральной студии документальных фильмов долгие пять лет. Ему нравилось снимать сюжеты для разных киножурналов, включая «Советский спорт». Но особенно получались киноочерки — документальные картины с глубокими смыслами. А ощутив, что документальное кино «жмет ему в плечах», он перешел на киностудию «Мосфильм». Первой удачей на новом поприще стала совместная с Сергеем Гуровым картина «Весенние голоса» — фильм-ревю. Но в 1956 году слава Эльдара Рязанова стала всесоюзной и больше его никогда не отпускала: на экраны вышел фильм «Карнавальная ночь» с юной Людмилой Гурченко. Фильм вызвал бум: его посмотрели за год более 50 миллионов зрителей.

…Чем так «запала» «Карнавальная ночь» зрителям? Да тем же, чем и остальные фильмы Рязанова — правдой. Насмешка над бюрократией, злободневными грешками и слабостями на фоне воспевания всего молодого, яркого, честного и чистого сделали картину воистину культовой, причем на долгие десятилетия. Но практически у всех картин Рязанова была схожая судьба: их обожали. «Гусарская баллада», «Дайте жалобную книгу», «Невероятные приключения итальянцев в России», ныне подзабытая лента «Как создавался Робинзон», «Берегись автомобиля», «Зигзаг удачи», «Старики-разбойники», знаменитая «Ирония судьбы, или С легким паром!», без которой страна не умела встречать Новый год, «Служебный роман» и «Гараж», «О бедном гусаре замолвите слово», «Вокзал для двоих» и «Жестокий романс» — это фильмы, на которых выросли бабушки и дедушки современного поколения и которые смотрятся и сегодня, поскольку обладают главным свойством шедевра — не умеют стареть. И поздние работы Рязанова, более остросоциальные, в части своей утратили актуальность, но тоже смотрятся как минимум с интересом. Одной из последних кинолент режиссера стала печальная картина «Андерсен. Жизнь без любви».

…Эльдар Рязанов творил в творческом единстве со знаменитым сценаристом Эмилем Брагинским, много лет вел передачу «Кинопанорама», которую в СССР смотрели миллионы, писал прекрасные стихи, часть из которых становились песнями. Так, например, «У природы нет плохой погоды» — песенный киношедевр — строки, написанные им. Эльдар Александрович был членом и секретарем правления Союза кинематографистов СССР, преподавал. Не стало его 30 ноября 2015 года. Ему было 88 лет.

 ЦИТАТА

Николай Цискаридзе, артист балета, педагог:

— У Рязанова хорошо выходило писать под кого-то. Это умение и помогло ему в 16 лет стать студентом режиссерского факультета ВГИКа. Приемная комиссия во главе с Григорием Козинцевым высоко оценила написанную Рязановым «под Чехова» конкурсную работу. Первым публичным стихотворением в 49 лет стало «У природы нет плохой погоды». Правда, он представил свое творение композитору Андрею Петрову как новый перевод из Уильяма Блейка. Потом столь же успешно выдавал свои строки за творения Давида Самойлова и Юнны Мориц, пока не открыл аудитории свое авторство и на поэтическом поприще…

Рекомендации