Художник Карл Павлович Брюллов на портрете работы мастера Василия Тропинина / Фото: Государственная Третьяковская галерея

Великий Карл переписывал эскизы десятки раз

  • Александр Лосото
  • 15.12.2025

Календарь напоминает о Карле Брюллове: один из столпов русского искусства родился 23 декабря 1799 года. Без его имени непредставима история национальной живописи.

О том, кто чувствует себя своим в чужих странах, кто восприимчив к культуре других народов, говорят: это человек мира. Брюллова можно назвать художником мира. Взять хоть его семью: отец, резчик по дереву, служивший в Академии художеств, был из обрусевших французов, мать имела немецкое происхождение. Карл Павлович обожал солнечную Италию, где провел почти 15 лет. Но и в холодной России он работал столь же плодотворно, производя сильнейшее впечатление на современников.

Главную картину своей жизни он писал шесть лет. На огромном полотне изображено извержение Везувия, случившееся в 79 году нашей эры. Вулканическая лава и пепел погребли под собой Помпеи и еще несколько древнеримских городов на берегу Неаполитанского залива. «Последний день Помпеи» передает весь апокалиптический ужас гибели города. Сверкают молнии, рушатся здания, улица освещена кровавым заревом. На земле лежит упавшая с колесницы женщина, с ней ребенок, тянущийся к мертвой матери. Сыновья несут на плечах больного отца. Горожанин укрыл свою семью плащом, будто это может ее спасти. А вот и реальный исторический эпизод: государственный деятель Древнего Рима Плиний Младший умоляет свою старую немощную мать бежать вместе с ним….

Это был грандиозный успех. Дверь в римской мастерской Брюллова не закрывалась, все хотели увидеть шедевр. Автора сравнивали с мастерами эпохи Возрождения. Затем, с остановками в Милане и Париже, картину отправили в Санкт-Петербург, где выставили на всеобщее обозрение. Соотечественники тоже были в восторге. «И был последний день Помпеи / Для русской кисти первый день!» — писал поэт Евгений Баратынский. Брюллова признали первым русским художником. Многочисленные ученики, не задумываясь бросившие своих прежних педагогов, ловили каждое его слово. В художественной среде его величали не иначе как Великим Карлом.

В творчестве Брюллова русский романтизм достиг высшей точки развития. Искусствоведы отмечают безупречный рисунок, яркую палитру и совершенство композиции. Лучше всех он умел передавать красоту жизни. Неудивительна слава Брюллова-портретиста — заказчики выстраивались в очередь. Всего он написал порядка двухсот портретов.

Но больше всего художника вдохновил заказ на роспись плафона купола только что построенного Исаакиевского собора. Поражает масштаб: 816 квадратных метров росписи! Эту работу Брюллов рассматривал как памятник себе — такой же, как «воздвиг» Микеланджело, расписав Сикстинскую капеллу. Стремясь к совершенству, он в течение пяти лет 40 (!) раз переделывал эскизы. В 1848 году художник приступил непосредственно к росписи плафона. Но сырость и сквозняки в соборе вызвали тяжелый ревматизм. Завершив основные фигуры, он был вынужден оставить работу, а вскоре по настоянию врачей уехал в Италию, где и провел последние годы. А роспись купола по эскизам Великого Карла закончил профессор Академии Петр Басин.

Прямо сейчас у вас есть возможность познакомиться с творчеством Карла Брюллова: в залах Третьяковской галереи на Крымском Валу проходит его юбилейная выставка. Там представлены практически все лучшие произведения Карла Павловича. Но стоит поторопиться: выставка работает до 18 января. Потом, чтобы своими глазами увидеть тот же «Последний день Помпеи», придется ехать в Санкт-Петербург.

ЦИТАТА

Николай Гоголь, русский писатель:

— Страсти, чувства, верные, огненные, выражаются на таком прекрасном облике, в таком прекрасном человеке, что наслаждаешься до упоения. Когда я глядел в третий, в четвертый раз, мне казалось, что скульптура, которая была постигнута в таком пластическом совершенстве древними… перешла наконец в живопись, и сверх того проникнулась какой-то тайной музыкой. Нет ни одной фигуры у него, которая бы не дышала красотою, где бы человек не был прекрасен. Все общие движения групп его дышат мощным размером и в своем общем движении уже составляют красоту. Оттого вся картина упруга и роскошна.

Рекомендации