Site icon Пресса в образовании

Вера Орлова. Королева экрана Серебряного века

Unsplash

Unsplash

Звезда Веры Орловой засияла на заре немого кино. Она смогла привнести в первые отечественные фильмы естественность и психологизм, принятые в Художественном театре, которому она посвятила всю жизнь. Ее экранные образы резко контрастировали с «конкурентками» — аффектированными демоническими женщинами в исполнении Веры Холодной или Натальи Лысенко.

Естественность, натуральность, близость к обычной жизни были воспитаны в Вере Орловой с детства. Она родилась 27 мая 1894 года в деревне Куково Рязанской губернии, в семье, далекой от искусства. Ее отец, столяр-краснодеревщик Георгий Павлович, перевез семью в Москву. Они жили в Хамовниках, а позже — на Смоленской-Сенной. Несмотря на то что в семье было тяжелое материальное положение, родители заботились, как могли, об образовании дочери — она училась в школе на Арбате, окончила курсы кройки и шитья, поступила в женскую гимназию Румянцевой. Девушка рано пошла работать — семья еле сводила концы с концами. Вера устроилась конторщицей на Московскую городскую станцию казенных железных дорог. Именно в этот момент 19-летняя красавица открыла для себя мир театра и стала брать уроки музыки у одной интеллигентной старушки, имя которой история не сохранила.

Дальше — больше. Вера начала брать частные уроки у звезды Московского Художественного театра Николая Массалитинова. Знакомство стало судьбоносным — талантливый педагог увидел в ученице истинный дар и подготовил ее к поступлению в Школу МХТ. Вера Орлова перенимала азы профессии у мэтров того времени. Быстро освоила систему Станиславского, или, как тогда ее называли, «школу переживания». Молодая актриса поистине вытянула счастливый билет — перед ней открылись все дороги. Она стала играть на сцене главного русского театра. Но оказалось, что судьба, явно благоволившая актрисе, готовила ей еще один сюрприз — яркий взлет и головокружительную карьеру в молодом кинематографе.

Для экрана актрису открыл Яков Протазанов. Она сыграла в его фильмах «Николай Ставрогин», «Пиковая дама», «Отец Сергий» и многих других. Ее звезда взошла — зрителей и художественных критиков покоряло ее умение держаться в кадре. В ее манере игры не было гротеска, чрезмерной аффектации, но при этом актрисе удавалось ясно выразить характер своих героинь.

После появления звукового кино Вера Орлова продолжала сниматься, однако блестящих и заметных ролей уже не было. Тем не менее она снималась в киносборниках о Великой Отечественной войне, а ее последняя роль — сторожиха в фильме «Когда деревья были большими». Увы, былая слава актрисы ушла. Не последнюю роль сыграла личная драма. Вера Орлова была замужем за драматургом Павлом Аренским. В 1937 году ее супруг был осужден на пять лет лагерей за участие в контрреволюционной террористической организации и умер на Колыме в 1941 году.

Актриса больше не вышла замуж. До 1951-го она служила в Театре-студии киноактера, но былая популярность уже к ней не вернулась. Актриса последние годы жила в Доме ветеранов сцены имени Александры Яблочкиной и тихо ушла из жизни 28 сентября 1978 года.

ЦИТАТА

Владислав Шувалов, киновед:

— Орловой повезло с режиссером, но она выступала в традиционных сентиментальных сюжетах. Раннее кино начиналось с подражательства и фиксировало лишь внешнюю сторону события. Нравственная тенденциозность при примитивном художественном арсенале вызывает неловкость, которую нередко испытывает зритель, не готовый к приему немого кино и потешающийся над его карикатурностью. Но к фильму «Пиковая дама» подобные упреки относились в наименьшей степени. Известная заслуга в этом принадлежит и Вере Орловой.