Фестиваль профреализации прошел в «Технограде» на ВДНХ. 16 сентября более 350 школьников собрались, чтобы получить рекомендации по построению будущей карьеры.
Надпись на большом экране конференц-зала гласит: «День профориентации». Старшеклассницы Гулгунча Алимамадова и Елизавета Цивилева пришли сюда, чтобы определиться со своим профессиональным будущим.
— Мне, честно говоря, близки юридические науки, думаю стать судьей — говорит Гулгунча. — На экзаменах буду сдавать обществознание и историю.
Ее подруга еще не определилась и рассчитывала, что в центре ей помогут принять верное решение.
— У меня пока совсем нет вариантов, — признается Елизавета. — Но я не сомневаюсь, что мы с Гулгунчой в школе останемся до 11-го класса.
Из вузов больше всего привлекает МГУ имени Ломоносова. Специалист по профориентации центра развития карьеры «Техноград» Инга Кормина отмечает, что их специалисты, скорее всего, смогут помочь девушкам с их запросом.
— Тесты по профориентации бывают разные. Если человек не может сделать выборы из множества профессий, то вопросы теста помогают ему расставить приоритеты, разобраться в сильных и слабых сторонах личности. На основании этих результатов можно делать предположения, какие профессии человеку подойдут, — говорит она. Но многое зависит от соискателя. Исходя из результата теста, система предоставляет список специальностей. На втором этапе человек выбирает наиболее близкую.
Заместитель генерального директора столичного психолого-диагностического центра Любовь Маковецкая рассказала, как их специалисты помогли московскому выпускнику найти профессию мечты.
— К нам в центр пришел мальчик на профориентацию, — вспоминает она. — После консультации мы определили важные элементы идеальной для него профессии. Он хотел создавать что-либо, помогать людям, но при этом хотел стабильную работу в одном месте. Мы начали подбирать варианты, в том числе специальном атласе с профессиями будущего. Там наткнулись на разработчика киберпротезов, он остановил меня и закричал, что это именно о чем он мечтал. Просто не знал, как это называется.
По ее словам, уже сейчас но получить перспективную специальность, которую еще лет десять можно было встретить разве что в научной фантастике. Мир профессий и специальностей меняется очень быстро, а вот направления, напротив, медленно. Условное направление «Медицина» скрывает десятки новых профессий. Например, хочешь разрабатывать киберпротезы — выбирай «Биотехнологии».
Гости также получили возможность попробовать силы В развитой сегодня отрасли — программировании. Ребят познакомили с игровым движком Unity и языком программирования Python. До того как работать в сфере профориентации, Любовь Маковецкая работала в отделе кадров крупной компании. Тогда она поняла, насколько важно делать правильный выбор профессии.
— Огромный процент сотрудников увольнялись спустя две-три недели, — вспоминает она. — Я проводила с ними интервью, чтобы понять, что не понравилось. И с ужасом открывала, что дело не в том, что они ошиблись дверью в компанию, а дверью в профессию. Люди разочаровывались в специальности, на обучение которой тратили годы. Вот почему профориентация так важна. По ее словам, школьникам также не стоит лишь полагаться на результаты тестирования. Чтобы понять, подходит тебе это, надо попробовать это на практике.
На фестивале подросткам так-же предложили профориентационные психологические игры, направленные на про-работку важных аспектов профессионального становвления. В их числе — арт-технология «Созвездие — Я».
Участники игры, отвечая на вопросы ведущего, выстраивали собственную карту тех черт характера, которые следует развивать для творческой профессиональной реализации.
В ТЕМУ
Профреализация подразумевает в себе воплощение желаний, способностей, талантов человека и тем самым связывает его с окружающим миром, создавая приятное чувство значимости и признания. Это серьезный процесс реализации и развития индивидуального ресурса любого человека.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Маргарита Еремина, психолог, ведущая арт-практики «Созвездие — Я»:
— Мой большой творческий опыт в психологии позволяет мне заключить следующее: в любой непонятной ситуации — играй, в любых жизненных обстоятельствах — твори. Психологические настольные игры задействуют метод самопознания, выстраивают маршрут к мечтам и целям. Это игровые тренажеры жизненных ситуаций. Мы работаем с ассоциативными картами. Ребята смотрят на карту, они абстрагируются от себя, а подсознание продолжает работать. Такие практики носят коррекционный, познавательный характер.