Учитель истории и обществознания школы № 967 Татьяна Шашкова будет вести уроки в историческом прогулочном костюме эпохи раннего модерна. Фото: Екатерина Алексеева

Вещи из прошлого расскажут историю своего времени

  • Александр Кудрявцев
  • 15.11.2021

Современных школьников очень трудно отвлечь от гаджетов. В школе № 967 решили использовать различные исторические предметы и даже костюмы для проведения уроков.

Учитель истории и обществознания Татьяна Шашкова всегда живо интересовалась своим предметом. Кроме преподавания, она много путешествовала по странам, о развитии которых рассказывает на уроках, и даже посещает танцевальную школу исторического общества «Бал в русской усадьбе». Там ей и пришла идея использовать костюмы на своих уроках.

— Впереди нас ждет историческая декада. И я решила для большей наглядности в это время провести занятия в прогулочном костюме эпохи раннего модерна. Речь идет о рубеже XIX и XX веков в России. Костюм сшили с исторической точностью в Ярославле. Он включает в себя множество слоев: корсет, нижнюю рубаху, нижние юбки. Еще он обильно декорирован кружевом, — рассказала Татьяна Шашкова.

В то время такую одежду себе могла позволить женщина среднего класса. Носили их и представительницы более состоятельных семей, добавляя накидку — тальму, богато декорированную бисером или другими материалами.

По словам Татьяны Шашковой, исторический костюм может очень много рассказать о той эпохе, когда он использовался.

— Например, во время Первой мировой войны женские юбки и платья стали короче. Все из-за распространения велосипеда. Чтобы платья не застревали в спицах, их стали укорачивать, и так родилась новая мода, — пояснила Татьяна Шашкова.

Кроме костюмов, уже несколько лет она использует на своих уроках различные исторические артефакты из стран, где бывала в путешествиях. Ученики могут своими руками коснуться средневековых сосудов из черной глины, увидеть, как выглядели пули времен Крымской войны, и даже подбросить в воздух монету, отчеканенную в 1731 году.

— Конечно, у детей эти вещи вызывают живой, неподдельный интерес. Они спрашивают, что можно было купить на эти деньги. Как выглядели ружья, из которых стреляли такими большими пулями. Такие артефакты помогают вовлечь их в познавательный процесс. История становится для них интересна уже сама по себе, и это отлично влияет на усвоение материала, — дополнила Татьяна Шашкова.

Также свои уроки она старается дополнять собственными впечатлениями от путешествий. Татьяне довелось побывать в США, Германии, Франции, Польше, Чехии, Испании, Греции и Турции. Она рассказывает о том, как исторические события отразились на внешнем облике их городов, какие памятники ушедших эпох там остались.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Ирина Соснова, директор школы № 967:

— У современных школьников очень много отвлекающих факторов. В своих телефонах они могут общаться со сверстниками в мессенджерах, читать посты в социальных сетях или смотреть видео любимого автора или даже искать запрещенный контент. Современному учителю необходимо разбираться во всем этом, чтобы правильно реагировать. И в такой ситуации можно пойти двумя путями. Первый — превратить отвлекающий фактор гаджета в образовательный. Телефоны и планшеты можно использовать, например, на уроках английского языка, чтобы там открывать словарь. К тому же «Московская электронная школа» позволяет выполнять задания тестов прямо на смартфоне. Второй путь — повышать уровень вовлеченности детей. Проводить уроки таким образом, чтобы интерес ребят был настолько высок, что им просто было бы не до своих телефонов. И использование исторических артефактов в этом отлично помогает.

Рекомендации