На встречах с читателями детский писатель Виктор Юзефович Драгунский с юмором говорил, что американский образ жизни разонравился ему уже через полгода после рождения.
Дело в том, что родился он в 1913 году в Нью-Йорке, куда семья будущего классика советской литературы перебралась из Гомеля, где отец Драгунского держал небольшую торговлю. В начале ХХ века из-за погромов многие евреи эмигрировали из России в Палестину и Америку. Но хорошо устроиться в Новом Свете удалось не всем, и перед самым началом Первой мировой войны семья вернулась в Россию.
В 1918 году отец Драгунского умер от тифа, и у Виктора появился отчим — красный комиссар. Через два года он погиб в бою. Второй отчим — Менахем Рубин — был актером еврейского водевильного театра. В 1925 году семья перебралась в Москву, а отчим уехал в Америку, где основал собственный театр. Америка тянулась за Виктором Драгунским, как тень.
В социалистической России еврейской молодежи были открыты все пути. Виктор Драгунский в свободное от школы и работы время возил на лодке туристов по Москве-реке, осваивал профессию токаря на заводе «Самоточка», играл в самодеятельных и учебных спектаклях, посещал студии. В нем обнаружились таланты артиста, режиссера и театрального организатора. К середине 1930-х годов он успел поработать в цирке, сыграть несколько эпизодических ролей в Театре транспорта, сочинить ряд эстрадных монологов, интермедий, сценариев клоунад.
Позже был принят на работу в Театр киноактера.
Осенью 1941 года Виктор Драгунский вступил в народное ополчение, строил укрепления под Можайском. Отряд, где он служил, с трудом вырвался из окружения, потеряв большую часть бойцов. Драгунский был награжден медалью «За оборону Москвы».
Всю войну он выезжал на фронт в составе творческих коллективов, выступал в цирковых номерах. В 1947 году сыграл небольшую роль в фильме Михаила Ромма «Русский вопрос». Свой военный опыт Драгунский позже осмыслит в прекрасной лирической «взрослой» повести «Он упал на траву».
Созданный Драгунским на общественных началах в послевоенные годы в Театре киноактера молодежный «театр внутри театра» «Синяя птичка» приобрел в Москве большую популярность. На представления в зале ВТО было не попасть. Песни, написанные Драгунским и поэтессой Людмилой Давидович (самая известная из них — «Теплоход»), исполняли Леонид Утесов и Клавдия Шульженко. В «Синей птичке» выступали известные артисты Всеволод Санаев, Зиновий Гердт, Борис Сичкин, Евгений Весник, молодые Ролан Быков и Юрий Яковлев.
Литературой Виктор Драгунский начал серьезно заниматься в 1950-х годах. В журнале «Крокодил» публиковались его очерки, фельетоны, юморески. Первые рассказы для детей он написал после рождения сына Дениса. «Денискины рассказы», — вспоминал друживший с Драгунским писатель Юрий Нагибин, — выросли из его безмерной любви к сыну, из жадного внимания к раскрывающемуся перед ним миру детства». Сборники «Он живой и светится», «Расскажите мне про Сингапур» вышли огромными тиражами и сразу прославили их автора.
Виктор Драгунский написал около 70 детских рассказов, как говорится, на все случаи жизни. По ним ставились пьесы, снимались фильмы. Многие рассказы были переведены на иностранные языки.
Читатели ценили доброту, юмор, житейскую правду и мудрость этих историй. Драгунский работал в золотое для СССР время: уровень благосостояния рос, страна развивалась, люди не ощущали тревоги за будущее. Психологию, внутренний мир, надежды и мечты советских людей можно изучать по его творчеству. В стране не было семьи, где бы родители не читали детям «Денискины рассказы».
Это было обоюдно полезное чтение. Родители узнавали много нового о своих детях, а дети начинали лучше понимать родителей. В СССР работали прекрасные детские писатели, умевшие развлекать, воспитывать и увлекать читателей: Владислав Крапивин, Анатолий Алексин, Радий Погодин, Юрий Томин, Виктор Голявкин, Эдуард Успенский… Сегодня их произведения, как и рассказы Виктора Драгунского, пользуются популярностью у читателей всех возрастов. Настоящая литература не знает срока годности.
КСТАТИ
С 1962 по 1980 год произведения Виктора Драгунского экранизировались более десяти раз. Причем режиссеры-постановщики в половине случаев предпочитали не отдавать написание сценария стороннему драматургу, а приглашали в качестве автора самого писателя.