Виталий Бианки, на чьих произведениях выросли многие поколения юных читателей, автор многократно переиздававшейся «Лесной газеты» и книг о живой природе, был в повседневной жизни закрытым человеком. Если он и проявлял какую-то гражданскую активность, то только в рамках обществ защиты природы и воспитании литературной смены. Причиной этому была непростая жизнь родившегося в 1894 году писателя, прошедшего через неоднократные аресты, ссылки, допросы и прочие притеснения. Накануне Февральской революции Бианки вступил в партию эсеров и, как признавался в письме Корнею Чуковскому, довольно активно занимался политической деятельностью. Перед Октябрьской революцией был избран артиллерийской бригадой в Совет солдатских и рабочих депутатов. В годы Гражданской войны оказался в Самаре, потом бежал в Сибирь, воевал в армии адмирала Колчака. Антибольшевистское прошлое лишила Бианки доверия власти.
Личная, интеллектуальная, творческая жизнь Бианки была не на виду. Он лишь изредка приоткрывал ее в дневнике, не предназначавшемся для чужих глаз. В этом он был похож на другого классика природоведческой литературы — Михаила Пришвина. Тот, кстати, тоже не пользовался полным доверием у власти изза эсеровского прошлого. Его тайный дневник был опубликован после смерти и открыл читателям нового Пришвина — ироничного мыслителя и вдумчивого аналитика сталинской действительности.
Виталий Бианки, Михаил Пришвин, Борис Житков сделали тему природы весьма значимой в советской детской литературе. Они сознательно уходили от реалий окружающей жизни, уводя юного читателя под сень лесов, пробуждая в нем «чувства добрые» к окружающей природе и населяющим ее братьям меньшим. Борис Житков, кстати, тоже вел дневник, подробно фиксируя в нем увиденное и услышанное. Из дневниковых записей у Бианки, Пришвина, Житкова позже рождались точные, безукоризненно правдивые в фактическом и научном смысле рассказы.
О зверях и птицах писали многие достойные авторы: Джек Лондон, Эрнест Сетон-Томпсон, Чарльз Робертс, Джеральд Даррелл, Джеймс Кервуд, Игорь Акимушкин.
Они изображали внутренний мир животных, если можно так выразиться, с позиций человека, то есть моделировали сюжеты и поведение четвероногих героев, опираясь на психологию homo sapiens.
В отличие от них Бианки старался избегать наделения своих героев свойственными человеку переживаниями. Его книги — «Лесная газета», «Как муравьишка домой спешил», «Лис и мышонок», «Первая охота», «Чей нос лучше?» — основывались на глубоком естественно-научном знании и понимании природы. Он считал, что птица в любых обстоятельствах должна оставаться птицей, думать и действовать, как птица, а не как придумал автор. Бианки досконально знал предмет. Дочь писателя, Елена Бианки-Ливеровская (1922–2009), вспоминала, как отец говорил своему другу художнику Валентину Курдову: «Валя, разве ты не знаешь, что у зайца-русака хвост не такой, как у беляка?» Официальная советская критика замалчивала творчество Бианки, несмотря на то что его книги расходились огромными тиражами, а читатели заваливали автора письмами.
Продолжателями традиций Виталия Бианки в детской литературе стали известные ленинградские писатели Николай Сладков и Святослав Сахарнов. Сын Бианки Виталий Витальевич стал доктором биологических наук, специалистом по птицам Белого моря. «Лесную газету» и сегодня читают дети. Она учит их понимать, любить и чувствовать окружающий мир, как понимал, любил и чувствовал его удивительный писатель Виталий Бианки.