В последнее время мы много говорим о гражданской идентичности — индивидуальном чувстве принадлежности к государству, его обществу. Эксперты из разных сфер, так или иначе работающие в сфере образования, признают, что в основе проблематики формирования гражданской идентичности современных детей лежит кризис ценностей сегодняшнего поколения. И залогом для правильного понимания школьниками этой концепции является активная работа с педагогами.
Сейчас в школы приходит множество молодых учителей, и это как раз то поколение, которое формировалось в 90-е годы прошлого века. Понятие гражданской идентичности у них выстроено не так четко.
Например, мы ставим знак равенства между такими понятиями, как гражданственность и патриотизм, а усилия по формированию гражданственности сводятся чаще всего к военной тематике. Это очень важно, но не только на ней нужно основываться, разговаривая с детьми об идентичности. И служение родине не означает, что ты должен быть готов в любой момент пожертвовать собой — мы сегодня живем в мирном сообществе, и, я надеюсь, так оно и будет дальше. Гражданская идентичность подразумевает и другой аспект.
Российская Федерация — одно из крупнейших многонациональных (полиэтнических) государств мира. На ее территории проживают представители 193 национальностей. И мы должны поддерживать и развивать уважительные отношения между представителями разных этнических общностей, учиться понимать друг друга. Ведь отсутствие взаимопонимания между представителями разных этносов ведет к обострению социальных отношений, становится причиной межнациональных конфликтов.
Одна из серьезных причин неприятия «другого» — сложившиеся в обществе негативные стереотипы и предубеждения, неумение спокойно воспринимать культурные и этноконфессиональные различия. И именно об этом, на мой взгляд, нужно говорить с современными подростками.