Фото: https://pixabay.com/ru

Выдуманные ужасы полярного круга

  • Артем Чубар
  • 17.09.2023

В XIX веке романтика географических открытий и неизведанных территорий будоражила умы.

Что, разумеется, не могло не найти отражения в художественной литературе. Едва ли не первым из писателей, кто обратился к антарк тической тематике, стал Эдгар По.

В 1838 году выходит в свет его книга «Повествование Артура Гордона Пима из Нантакета», главный герой которой после череды жутких приключений оказывается на шестом континенте. В Америке этот роман (к слову, единственный, что писателю удалось закончить) не получил успеха у публики и критиков.

Зато у него нашлись именитые поклонники в Старом Свете: поэт Шарль Бодлер сделал перевод на французский, а Жюль Верн впоследствии написал сиквел «Ледяной сфинкс». К «Повествованию…» обращался и Говард Лавкрафт — его «Хребты безумия» насыщены отсылками к роману Эдгара По.

Не могли обойти своим вниманием Антарктиду и кинематографисты. Третья германская антарктическая экспедиция, предпринятая накануне Второй мировой войны, предоставила массу поводов для слухов, легенд и газетных уток, посвященных таинственной нацистской базе 211, секретным подлодкам из «конвоя фюрера» и эзотерическим изысканиям Аннербе — структуры, которая в чем-то превосходила влиянием даже ужасающую СС.

Один из характерных примеров уже нашего века — научно-фантастический хоррор Джозефа Лосона «Нацисты в центре Земли» (2012). Правда, рейтинг его что на зарубежном IMDb, что на нашем «Кинопоиске» ниже плинтуса — 3,1 и 3,2 соответственно.

Есть куда более успешные фильмы. Это и ставшее классикой «Нечто» (1982) Джона Карпентера, и снятый к нему в 2011-м одноименный приквел Маттиса ван Хейнигена-младшего, и «Чужой против Хищника» Пола Андерсена. Что же до реальных ужасов, то это по-прежнему сверхнизкие температуры и удаленность от цивилизации.

Рекомендации