Заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова и руководитель социально-образовательного проекта по созданию полноценной образовательной среды для детей, находящихся на длительном лечении, «УчимЗнаем» Сергей Шариков посещают флагманскую площадку в Москве / Фото: Пресс-служба мэра и Правительства Москвы

Юные пациенты продолжают учебу в стационарах

  • Дарья Ростова
  • 13.10.2025

Проект госпитальных школ «УчимЗнаем» получил премию РФ в области образования за 2025 год. «Пресса в образовании» пообщалась с руководителем проекта и узнала, какое значение он играет в жизни детей.

Социально-образовательный проект по созданию полноценной образовательной среды для детей, которые находятся на длительном лечении в стационарах, «УчимЗнаем» стартовал в 2014 году при поддержке правительства Москвы. Тогда на базе Центра имени Дмитрия Рогачева и Российской детской клинической больницы структурное подразделение школы № 109 запустило инновационный проектный офис «УчимЗнаем».

Руководитель проекта, почетный работник общего образования РФ Сергей Шариков отметил, что проект позволяет избежать ситуации, когда ребенок оказывается долгое время изолирован от учебы и сверстников.

— Семьи, столкнувшиеся с тяжелым и длительным заболеванием ребенка, испытывают постоянный страх за его будущее и жизнь. Это меняет их повседневный уклад — на длительное время ребенок оказывается в изоляции от привычной социальной среды: детского сада, школы, образовательных кружков, — отметил Сергей Шариков.

В госпитальных школах уделяют внимание не только общеобразовательным предметам. Ребят обучают интеллектуальным дисциплинам, например шахматам, проводят мастер-классы известные деятели культуры и спорта.

Сейчас специализированное структурное подразделение проекта осуществляет свою деятельность на 13 площадках в медицинских организациях Москвы и их подразделениях в Московской области. Среди них Морозовская детская городская клиническая больница, гостиница Благотворительного фонда помощи детям и их семьям «Добрый дом», Научно-исследовательский институт неотложной детской хирургии и травматологии — Клиника доктора Рошаля.

Участники проекта занимаются не только важной практической, но и методической работой. В 2023 году проектным офисом был разработан, а экспертами Минпросвещения России и Минздрава РФ утвержден документ — Разъяснения по вопросам обучения детей, нуждающихся в длительном лечении.

— Он регламентирует организацию обучения ребят, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации. Документ учитывает изменения в нормативно-правовой базе, произошедшие за последние годы, содержит разделы по организации дошкольного образования, осуществлению воспитательной деятельности и вопросам психолого-педагогического сопровождения данной группы детей, — особо подчеркнул Сергей Шариков.

Практика проекта получила распространение в других регионах России и не только. С 2018 года российская госпитальная модель педагогики масштабируется и на некоторые страны СНГ, такие как, например, Кыргызстан, Азербайджан, Узбекистан, Беларусь и Армения.

Значимость проекта отметил и президент России Владимир Путин во время открытия Федерального детского реабилитационного центра Российской детской клиниче ской больницы РНИМУ им. Н. И. Пирогова, на базе которого начала работать еще одна новая площадка.

За научно-практическую разработку «Российская модель госпитальной школы. Обучение детей, нуждающихся в длительном лечении в медицинских организациях» Премией правительства РФ в области образования были награждены председатель наблюдательного совета Проекта госпитальных школ «УчимЗнаем» Александр Румянцев, заместитель руководителя проектного офиса Проекта госпитальных школ «УчимЗнаем» Сергей Шариков, ,заместитель руководителя проектного офиса Иван Долуев заместитель директора ГБОУ «Школа № 109» по структурному подразделению Иван Гусев.

В ТЕМУ

Анастасия Ракова, заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития, рассказала о расширении проекта «УчимЗнаем» на другие регионы. В этом учебном году госпитальные школы по столичной модели уже успели появиться в Чеченской и Кабардино-Балкарской республиках, Республике Бурятии. Московские специалисты призваны помочь в создании госпитальных школ и обучении местных учителей.

Рекомендации