Кадр из телесериала «Доктор Хаус»

Заглянуть на чердак. Выяснить, как работает наш мозг, — одна из ключевых задач науки

  • Виктория Головина
  • 28.03.2022

Как говорил незабвенный доктор Хаус, «мозги есть у всех, просто не все разобрались с инструкцией». Оно и понятно: инструкция по пользованию этим устройством год от года становится все толще и увесистее. И ощущение, что переиздавать ее будут вечно — настолько неисчерпаемыми кажутся тайны мозга, о котором мы вроде бы с каждым годом узнаем все больше. Какими новыми страницами пополнилась инструкция по пользованию двумя полушариями? Давайте узнаем.

Понимать, как там все в голове устроено, мы действительно стали лучше. От первобытного «если болит голова, просверли в ней дырку и выпусти злых духов» (многие, кстати, после такого лечения жили долго и, возможно, даже счастливо) или от средневекового «чтобы голова варила, ешь грецкие орехи, они похожи на мозг» (совет, вполне признаваемый современными диетологами) наука, конечно, ушла далеко вперед.

Но даже для нее, такой продвинутой и передовой, многие открытия нейробиологов последнего времени оказались настоящим откровением. Давайте вспомним хотя бы некоторые из них.

Как минимум два десятилетия не прекращаются попытки возвращения зрения незрячим людям с помощью манипуляций с их мозгом. Например, стимулируя зрительную кору хитро подобранными электрическими импульсами.

И вот наконец ученые разобрались, что они делали не так: вместо того чтобы подавать импульсы, соответствующие, скажем, той или ной букве, одновременно, надо это было делать последовательно.

Такой способ наконец позволил мозгу незрячего человека сформировать картинку, подобно тому как это делаем мы, если представляем мысленно ту или иную букву.

Следующее открытие, возможно, было спонсировано какими-то богатыми феминистками (уж больно оно вписывается в западную повестку о равенстве полов), но из песни слова не выкинешь — никакого «мужского» и «женского» мозга, оказывается, не существует. Об этом заявили исследователи из Университета Розалинд Франклин, решившие пристальнее вчитаться в предыдущие работы о мозговом половом диморфизме у человека. Выяснилось, например, что утверждение о том, что у женщин мозолистое тело больше, было основано на выборке лишь из 14 человек.

Несмотря на то что другие авторы неоднократно опровергали это утверждение, заблуждение прочно сидит в головах некоторых нейрофизиологов и популяризаторов науки аж с 1982 года. Такая же история оказалась и с миндалевидным телом, которое при обычном сравнении вроде бы на 10 процентов больше у мужчин, но если учитывать при этом разницу в объеме мозга, который у всех людей разный, различие чудесным образом исчезает. Как пишут авторы исследования, 30-летний опыт применения МРТ также не подтвердил различий ни в вербальной, ни в пространственной, ни в эмоциональной обработке информации. «В общем, — заключают они. — Выбросьте диморфизм на помойку».Заглянуть на чердак. Выяснить, как работает наш мозг, — одна из ключевых задач науки

Не очень хорошая новость для тех, кто с детства мечтает оказаться на необитаемом острове. Есть все шансы вернуться оттуда с усохшим мозгом.

К такому выводу пришли ученые, изучившие содержимое голов полярников, вернувшихся после 14-месячной вахты в Антарктиде. Как оказалось, крайне урезанное социальное общение привело к тому, что их гиппокампы (этот участок мозга отвечает за формирование эмоций, внимания, памяти и других важных вещей) стали намного меньше. Буквально усохли.

Да и уровень белка BDNF, отвечающего за формирование новых нейронных связей, тоже оказался у всех сниженным. Так что, даже если вы считаете себя 100-процентным интровертом, не стоит совсем уж уходить в себя — это чревато не самыми лучшими последствиями.

Веками наука задавалась вопросом, как мигрирующие на многие тысячи километров животные находят обратный путь. В итоге решили, что они ориентируются в пространстве по магнитному полю Земли. Эта способность периодически вызывала зависть у отдельных двуногих, пока ученые из Калифорнийского технологического университета не обнаружили, что некоторые люди тоже имеют талант к магниторецепции.

Заперев 30 с лишним добровольцев в клетке Фарадея, которая полностью экранирует все внешние воздействия, они начали перемещать вокруг нее источник довольно слабого магнитного излучения. Мозг как минимум четверых испытуемых выдал сильную реакцию, когда источник двигали против часовой стрелки. Интересно, что люди при этом не чувствовали абсолютно ничего — реагировали только их извилины. Конечно, выборка оказалась не 100-процентной.

Но, возможно, это говорит о том, что когда-то подобной способностью обладала гораздо большая (если не вся) часть землян, но постепенно — с развитием навигационных систем — эта способность отпала за ненадобностью, сохранившись как атавизм лишь у некоторых. Ну а почему встроенный GPS никак не связан с сознанием и что конкретно в нашем мозге заставляет нас реагировать на магнитное поле Земли, с этим ученым только предстоит разобраться.

С уполовиненным мозгом вполне возможна полноценная жизнь. Пару лет назад нейрофизиологи исследовали людей, у которых в детстве полностью или частично удалили одно полушарие. Оказалось, что активность их мозга ни в чем не уступает активности мозга обычных людей.

А в некоторых областях число нейронных связей даже превышает норму. Получается, одно полушарие в случае такого оперативного экстрима может брать на себя функции другого. И делает это, прямо скажем, так, что не подкопаешься.

Ну и одно из нашумевших открытий последних лет — оказывается, многие пациенты, находясь в коме (по оценкам ученых, около 10–15 процентов), могут общаться с окружающим миром. Нейробиологи зарегистрировали реакцию их мозга на разные команды извне. Активнее всего такие пациенты почему-то реагировали на команды, связанные с движениями рук. Конечно, о полноценном общении речь пока не идет, но наука планомерно движется к этой цели. Например, уже создана нейросеть, которая отслеживает состояние 104 таких пациентов, дабы нащупать другие ходы к их скрытому сознанию.Заглянуть на чердак. Выяснить, как работает наш мозг, — одна из ключевых задач науки

КНУТ И ПРЯНИК ДЛЯ НЕЙРОНОВ

Александр Кудряшов, психиатр, психотерапевт ГБУ «Центр патологии речи и нейрореабилитации» Департамента здравоохранения Москвы:

— Открытия нейрофизиологов активно берут на вооружение как медики из смежных областей, так и обычные люди, желающие улучшить через воздействие на собственный мозг качество жизни. Например, отказаться от вредных привычек и приобрести полезные. Но делать это надо на здоровом фундаменте, то есть сначала надо разобраться со сном, питанием, режимом дня, физическими нагрузками, когнитивным тренингом… В итоге у тебя появляется ресурс, с помощью которого ты становишься настоящим нейрохакером, способным поднять свою жизнь на качественно новый уровень.

Делается это с помощью ряда приемов, основанных на уже известных механизмах работы мозга. Взять, например, полезное правило заниматься спортом.

Любую привычку сначала надо «примагнитить». Вообще, весь нейрохакинг основывается на действии: ты начинаешь действовать, и разум поневоле меняет сознание. Итак, ты захотел бегать по утрам. Как сформировать привычку? Совершить действие, которое к этому приведет. Например, купить красивые кроссовки и поставить их на видном месте. Рано или поздно ты их наденешь и побежишь — не зря же покупал. Сделав это несколько раз, потом, обувая кроссовки, у тебя автоматически будет возникать ассоциация (читай: инстинкт) с бегом. Как у собак Павлова. Еще один прием нейрохакинга — оказаться в кругу единомышленников. А если такого круга нет, создать его.

Это дает дополнительную мотивацию реализовать свои намерения, так как люди, заточенные на одну цель, отлично поддерживают друг друга. Вообще вопрос мотивации — ключевой. Скажем, впереди у многих ОГЭ и ЕГЭ. Как заставить себя сесть и выучить необходимое? Для начала надо четко осознать, визуализировать то, ради чего тебе это нужно. У одних может сработать негативная мотивация. Скажем, надо сдать ЕГЭ, чтобы не загреметь в армию. На других больше действует положительная — если ты сдашь ЕГЭ, поступишь туда, куда хотел, и это приведет тебя к успеху, деньгам, вниманию противоположного пола, новым возможностям и перспективам. Но вообще, позитивные эмоции более продуктивны, так как долго испытывать отрицательные не получится.

Дальше надо каждый день ставить себе определенные дедлайны, чтобы не оставаться в плену фантазий. Заземлиться, так сказать. Например: «Сегодня 21 марта, до экзамена столько-то дней. Сегодня я делаю то-то и то-то». Неплохо работает пример других. В моем случае это было осознание того, что кто-то из одноклассников уже ушел в подготовке вперед. Ты говоришь себе: «Так, он уже готов, а я чего сижу?» Очень хороша совместная подготовка, благо что всегда есть возможность и списаться, и пообщаться в онлайне. То есть опять-таки не оставаться одному, быть в благоприятной среде, понять, ради чего ты это делаешь.

В итоге наш мозг сформирует нейронные дорожки, которые выльются в привычку учиться. Считается, что надо поддерживать эти нейронные связи как минимум 21 день. У кого-то устойчивая связь формируется чуть раньше, у кого-то чуть позже, но рано или поздно она формируется — и потом уже работает на автомате, на безусловном рефлексе. Главное, чтобы это происходило легко и непринужденно, потому что наши нейроны очень не любят делать что-то из-под палки.

КСТАТИ

Нейроны мозга начинают формироваться у зародыша уже на третьей неделе после зачатия. Но интеллект зависит не от их числа (а нейронов у нас более 86 миллиардов) или объема мозга, а от связи между ними.

Мозг новорожденного содержит около 2,5 тысячи таких связей на один нейрон. В мозге взрослого в среднем каждый нейрон связан уже более чем с 15 тысячами своих «коллег».

СПРАВКА

Нейрохакинг — один из инновационных подходов, который позволяет улучшить работу головного мозга, чтобы стать более продуктивным, укрепить здоровье, повысить качество жизни.

Это направление объединяет разные практики и технологии, цель которых — усовершенствовать работу мозга. Некоторые психологические методики предполагают, что сознание можно изменить с помощью внутренних установок. Нейрохакинг же подразумевает иной подход, его главный принцип заключается в том, что сначала нужно скорректировать поведение и только после этого мозг сможет перестроить свою работу.

Рекомендации