В минувшую пятницу, 23 декабря, в Российском фонде культуры состоялось чествование победителей IX Международного конкурса имени Сергея Михалкова на лучшее произведение для подростков.
К этому важному событию у нас в этом году особенно трепетное отношение: наши юнкоры, ученики студии «Новый фейерверк», работающей при «Вечерней Москве», стали членами Молодежного жюри этого конкурса.
Ныне известный всем литературный конкурс имени Сергея Михалкова в особом представлении не нуждается. А началась его история в ноябре 2007 года, когда его провели к 95-летию Сергея Владимировича. Тогда думали — организовали разово, просто как подарок ему. Через два года Сергея Владимировича не стало. А конкурс… Все поняли, что он очень нужен — и как память о Михалкове, и как помощь литераторам, пишущим для детей, — они должны знать, что к их трудам относятся с вниманием.
В этом году на конкурс поступило 535 рукописей, причем не только из России. И в момент самый острый, когда были определены основные претенденты на премию, к работе взрослого жюри подключилось жюри молодежное, состоящее из юнкоров «Вечерней Москвы».
Студию юнкоров «Новый фейерверк», напомним, основал главный редактор газеты «Вечерняя Москва» Александр Куприянов 13 лет назад. Все эти годы он студию и окормляет, читает лекции, а иногда и просто встречается с ребятами — поговорить о жизни. Одна из болевых точек для журналиста и писателя Куприянова — снижение интереса к чтению у молодежи. И, конечно, когда речь зашла об участии юнкоров в жюри именно литературного конкурса, главный редактор это начинание поддержал.
И ребята взялись за дело. Им предстояло оценить 13 рукописей, естественно, не зная, кто их писал — взрослые люди, подростки, литераторы профессиональные или начинающие. Произведению выставлялись баллы по особой шкале, а кроме того, прилагалась рецензия. Надо сказать, они оказались довольно жесткими: наши юные критики были честны, судили здраво, не юлили, открыто говорили, что им понравилось, а что — нет. 16 декабря молодежное жюри практически в полном составе отправилось в Российский фонд культуры, чтобы принять участие в заседании взрослого жюри под председателем писателя, ректора Литературного института имени Горького Алексея Варламова. Взрослые критики оценили принципиальность молодых коллег. Ну а 20 декабря представители молодежного жюри Иван Отвагин и Екатерина Ефремова были делегированы на финальную часть конкурса — им предстояло вручить диплом «фавориту» юных критиков. Делегатов определили просто: Ваня и Катя прочли больше рукописей, чем остальные.
Перед приветствием ребята, конечно, очень волновались, но взрослая аудитория оценила их непосредственность.
— Мы очень благодарны Фонду культуры за то, что нам дали возможность высказать свое мнение, — говорил Иван Отвагин. — К тому же нас многие считают потерянным поколением, и нам хотелось показать, что это совсем не так.
— Я выросла на книгах Сергея Михалкова, мне читали их, когда я была еще маленькой, а потом я читала их сама. Так что для меня участие в работе конкурса, который носит его имя, очень важно, — добавила Катя Ефремова.
А потом ребята озвучили название произведения, которое молодежное жюри после долгих споров признало лучшим. Невероятно, но выбор ребят совпал с выбором взрослого жюри: первое место и диплом от юных критиков на конкурсе получила студентка литинститута Александрина Прокофьева за повесть «Солнечные зайчики». Второе место присудили Олесе Шишкиной за повесть «Дядушкин дом», а третье — Анне Маркиной за произведение «Пескарику с любовью».
Приветствовать лауреатов, членов жюри и всех собравшихся вышел Никита Сергеевич Михалков — знаменитый режиссер, президент РФК.
— Это важно — то, что тебя не просто прочли, а прочли и оценили, и не просто оценили, а дали премию, а вместе с ней возможность продолжать работать, думая о том, что тебя волнует, а не только о хлебе насущном, — говорил Никита Михалков. — В нашей программе мы недавно говорили о том, что специалисты изучили 930 детских книг и сделали тяжелые выводы: к чему, куда зовут эти книги?! Писать для детей — невероятная ответственность, ведь прав был отец, говоря: «Сегодня — дети, завтра — народ». Вот почему так важно внимание к этому конкурсу. Он живет много лет, пусть живет и дальше.
Хочется добавить: этот конкурс действительно оказался очень важен и для его участников, и для юных членов литературного жюри. Они поверили, что их голоса важны и их хотят слышать. А это — бесценно.