Три поколения читателей ждали его новых очерков. Шутка сказать, пятьдесят семь лет проработал Василий Песков в «Комсомольской правде» — самой популярной советской газете. Полтора десятилетия вел телепрограмму «В мире животных». 14 марта исполняется девяносто лет со дня рождения этого уникального журналиста.
В редакции он мог бы выбрать любую специализацию — талант позволял писать о самых разных вещах. Песков первым написал о Юрии Гагарине, маршал Жуков дал ему серьезное глубокое интервью. Но по-настоящему Василия влекло другое. И он, как теперь говорят, сделал неочевидный выбор. Занял уникальную нишу — писал о природе. Вообще-то, живущие новостями газеты ее не жалуют, сенсаций в привычном понимании этого слова в лесу не найдешь. Но вдумчивый, наблюдательный молодой журналист понимал природу и ее законы как никто. И так увлекательно, с такой любовью рассказывал о ней, что многие выписывали «Комсомолку» только ради его авторской рубрики «Окно в природу».
Все материалы Василия Михайловича — от маленьких заметок до циклов очерков, впоследствии ставших книгами, проиллюстрированы им самим. Многие фотографии имеют самостоятельную ценность, они выразительны, а порой и поэтичны. Когда-то директор школы, где юный Вася работал пионервожатым, купил камеру. Так Песков стал руководителем фото-кружка. Никто из ребят не стал профессиональным фотографом, но сам он таинство светописи полюбил на всю жизнь. Рассказывают, что он, уже всего добившийся человек, мог несколько часов снимать какую-нибудь стрекозу.
Со своим видавшим виды фотоаппаратом Песков объездил все континенты, писал о животных Антарктиды и Африки, лесов и пустынь, гор и океанов. Был, кажется, во всех мало-мальски значимых заповедниках, поддерживал все инициативы по сохранению дикой природы. Странствовал на поездах и самолетах, на лодках и собачьих упряжках, пешком обошел всю Центральную Россию. Книга очерков «Аляска больше, чем вы думаете» открыла нашему читателю богатую и дикую землю, когда-то принадлежавшую России. Советский человек не имел возможности выезжать за рубеж, и Песков стремился помочь ему ощутить себя участником путешествия. А самым знаменитым циклом Василия Михайловича стал «Таежный тупик» — документальная хроника жизни схоронившейся в хакасской тайге семьи староверов Лыковых. Об их судьбе говорила вся страна, новые главы вырезали из газеты и зачитывали до дыр.
Знаменитый журналист подписывал свои заметки скромно, как было тогда принято: «В. Песков». Но и потом, когда все начали подписываться полными именами, Василий Михайлович остался верен традиции. Он вообще был человек, что называется, старорежимный. До конца жизни фотографировал на пленку, отказавшись от всех преимуществ цифры. Не пользовался ни мобильным телефоном, ни диктофоном, ни компьютером. Свои заметки писал карандашом в блокноте, а потом диктовал машинистке. А еще Песков не имел дома телевизора — считал, что он крадет драгоценное время, которое следует отдавать работе.
Говорят, что газетный материал живет один день. После ухода Василия Михайловича «Комсомолка» выпустила полное собрание его сочинений — все, что было опубликовано за полвека с лишним. До сих пор такой чести не удостаивался ни один журналист — и вряд ли еще удостоится. Вышло двадцать три тома. Читая их, видишь: над очерками Пескова время не властно, ведь природа не может устареть.