Океанские глубины раскрывают свои тайны

  • Александр Степанов
  • 17.09.2013

Океанские глубины раскрывают свои тайны

В начале сентября отечественной гидронавтике исполнилось 90 лет.

Создание и эксплуатация работоспособного подводного аппарата — сложная научно-техническая и организационная задача. Лишь несколько промышленно развитых стран могут создавать такую технику. Россия сегодня абсолютный мировой лидер в этой сфере: у нас создано наибольшее количество подводных аппаратов по самому большому числу проектов.

С 1923 года по настоящее время наша страна разработала, построила и заказала в других странах порядка 200 аппаратов и технических средств различного типа и назначения примерно 50 проектов.

Ряд образцов не имеет мировых аналогов.

Сегодня Россия располагает самым большим в мире флотом глубоководных аппаратов с глубиной погружения 6000 метров. Это «Русь», «Консул», «Мир-1» и «Мир-2».

В строю также находятся пять глубоководных спасательных аппаратов и целый флот уникальных атомных глубоководных станций. Сейчас всего четыре государства имеют по одному аппарату, способному погрузиться на глубину 6–7 тысяч метров, — США, Франция, Япония и Китай. Ни у одной страны в мире нет научно-исследовательского судна с двумя «шеститысячниками» на борту, а у нас их целых два — это научно-исследовательское судно «Академик Мстислав Келдыш» с аппаратами «Мир» и достраивающееся в настоящее время на заводе «Янтарь» океанографическое исследовательское судно «Янтарь» с аппаратами «Русь» и «Консул». Ни одна страна не осуществляла столь масштабных программ создания глубоководной техники и глубоководных исследований. По количеству и качеству построенных аппаратов Россия — абсолютный мировой лидер. Научно-технический задел в создании глубоководной техники позволяет России и в XXI веке успешно осваивать богатства шельфа Арктики и других морей.

Наверное, самыми известными аппаратами являются батискафы «Мир-1» и «Мир-2». Популярность им принесло участие в съемках фильма режиссера Джеймса Кэмерона «Титаник». Впоследствии с помощью глубоководных аппаратов «Мир» было создано еще несколько художественных и научно-популярных фильмов, благодаря которым люди увидели жизнь океанических глубин.

По оценке командира глубоководного подводного аппарата «Мир-2» Евгения Черняева, аппараты «Мир» с рабочей глубиной погружения шесть километров покрывают 98,5 процента Мирового океана. С их помощью на дне океана можно проводить исследования дна, искать полезные ископаемые и редкоземельные элементы. На этих аппаратах в 2007 году впервые в мире было достигнуто дно Северного Ледовитого океана на Северном полюсе и установлен российский флаг. Как рассказывает гидронавт-исследователь, Герой Советского Союза Юрий Коваленко, профессия «гидронавт» во многом сходна с профессией космонавта, но имеет ряд принципиальных отличий. Недаром американский космонавт Скотт Карпентер, поработав около месяца в подводной лаборатории «Силаб-2», частично испытав опасности, которые подстерегают тех, кто ступил на трудный путь покорения океана, сказал, что морские глубины более враждебны человеку, чем космос. Если космический аппарат находится в безвоздушном пространстве, то на глубоководный аппарат воздействует давление в сотни атмосфер. Наличие большого числа забортных отверстий (десятки токовводов, иллюминаторы и т.д.) значительно ослабляют его прочность. В случае разгерметизации космического аппарата у космонавтов имеются скафандры, дающие им возможность определенное время находиться в безвоздушном пространстве.

Но даже малейшее нарушение герметичности глубоководного аппарата на большой глубине сразу же создает тяжелейшую экстремальную ситуацию, так как ни одно средство индивидуального спасения, созданное в мире, не может обеспечить безопасность человека, находящегося под большим давлением. В связи с ограничением веса и габаритов глубоководного аппарата создать средства коллективного спасения экипажа по типу всплывающей спасательной камеры современных атомных подводных лодок невозможно. То есть на глубоководных аппаратах практически отсутствуют средства спасения. Глубоководный аппарат, уходя в океан на тысячи миль от базы, не имеет непрерывной связи с берегом. Материалы предоставлены журналом Объединенной судостроительной корпорации (ОСК).

Рекомендации