Сельцо Богородское при императрице Елизавете Петровне было бабьим царством

  • 14.12.2012

Сельцо Богородское при императрице Елизавете Петровне было бабьим царством

Ученики 7–9-х классов школы № 1294 уже несколько лет проходят практику в Центральном историческом архиве г. Москвы. Мы провели источниковедческое исследование исповедных ведомостей XVIII века, созданных в стенах церкви Пророка Илии в Черкизове. Этофактически перепись населения в XVIII–XIX веках. Они могут служить ценным источником и по истории сельца Богородского.

Мы проанализировали исповедные ведомости за 1744, 1759, 1767 и 1773 годы. Из них только ведомость 1767 года была известна ранее. Остальные мы обнаружили впервые, проанализировали и подготовили к публикации. Методика их анализа принадлежит авторам и руководителю проекта.

В наши задачи входило определить эволюцию количественного состава населения сельца Богородского на конкретном историческом периоде (1744 1767), обозначить половозрастной состав жителей этого населенного пункта, сделать выводы по ономастике Богородского в XVIII веке, исследовать семьи сельских жителей XVIII в. на конкретном историческом материале, дополнить имеющиеся в литературе сведения по истории Богородского.

Выяснилось, что с 1744 по 1767 год численность населения значительно уменьшилась (с 55 до 22 человек). Но к 1773 году наметилась позитивная динамика роста (до 37 человек). Большое значение имела миграция населения, т. е. исключение из состава крестьянского общества старых членов и включение новых.

Большая часть населения Богородского была представлена женщинами. Только ведомость 1767 года, когда население сократилось до 22 человек, указывает на численное превосходство мужчин.

Дети (до 14 лет) составляли около трети от всех жителей сельца. Численность молодежи (15–29 лет) колебалась от 16 до 39% (в двух обследованиях составляла четвертую часть населения). Люди среднего возраста (30–49 лет) составляли 19–38% населения. И наконец, пожилые (более 50 лет) — от 11 до 21%. Возрастной порог в 80 лет за эти годы преодолелитолько 3 человека из 156.

Необходимо отметить, что указанный в исповедных ведомостях возраст не всегда являлся правдоподобным. Например, по документам семья крестьянина Наума Леонтьева (96 лет) состояла из его жены (71 год), детей (15–47 лет) и внуков.

На наш взгляд, эти цифры не соответствовали действительности.

Самым популярным мужским именем было Иван, женскими — Прасковья, Пелагея и Матрена.

Количество дворов и семей в источниках часто не совпадает. Дворов насчитывалось 6–8, семей, как правило, больше.

Дело в том, что иногда в одном доме проживали люди, не связанные меж собой родственными узами. Наиболее яркий пример — 34-й двор (1759 год), в котором проживали одновременно 6 семей, в т. ч. и так называемые бобыли.

Примерно каждая третья семья состояла из трех поколений (лишь в 1767 году таких семей не было вообще). Если в 1744 году самые большие семьи состояли из 13 человек, то в 1773-м — только из 7.

Таким образом, на протяжении всего рассматриваемого периода представление о больших патриархальных семьях размывалось. Семьи из трех и более человек составляли от 58 до 77% от общего числа.

Изучение исповедных ведомостей позволило добавить к истории Богородского новые факты.

Известно, что до того как в 1764 году Екатерина II провела секуляризацию (изъяла у монастырей землю вместе с проживающими на ней крестьянами), жители прихода церкви Пророка Илии, в том числе и сельца Богородское, принадлежали Чудову монастырю. Однако исповедная ведомость 1767 года убедительно доказывает, что крестьяне принадлежали кремлевской обители и после реформы.

Сельцо Богородское в XVIII веке славилось своей бумажной фабрикой. Ее рабочие не входили в число местных крестьян и поэтому не учитывались в нашем исследовании. Они указаны в исповедной ведомости 1744 года, но отсутствуют в списках жителей Богородского 1759 года.

Это «хронологическое» замечание поможет пролить свет на слабоизученную историю бумажной фабрики в Богородском.

Наша работа предоставляет исследователям готовые выводы и определяет новые направления для воссоздания истории района Москвы, который возник на месте сельца Богородское.

Авторы: Анастасия Петрова, 11-й класс, Вера Строкина, 11-й класс Руководитель работы: учитель истории Михаил Виноградов.

Цель проекта: провести источниковедческий анализ исповедных ведомостей XVIII века (1744, 1759, 1767 и 1773 годы).

Задачи: Определить эволюцию количественного состава населения сельца Богородское.

Обозначить половозрастной состав жителей этого населенного пункта.

Сделать выводы по ономастике Богородского XVIII века.

Исследовать семьи сельских жителей XVIII века на конкретном историческом материале.

Дополнить имеющиеся в литературе сведения по истории сельца Богородское.

Настоящее исследование является продолжением проекта «Жители прихода церкви Пророка Илии в 1767 году по данным исповедной ведомости». Главное достоинство нового исследования заключается в том, что отдельно взятое общество рассмотрено не в статике, а в динамике, в его развитии на протяжении 30-летнего периода.

Рекомендации