Экскурсовод Центра профориентации Московского метрополитена Дмитрий Аксенов рассказывает юнкору Александре Кравченко об особенностях работы машиниста

Важна каждая секунда

  • Александра Кравченко
  • 14.11.2022

20 ноября отмечается День работников транспорта, один из самых молодых профессиональных праздников. О людях, которые работают на самом популярном транспорте столицы, узнала наш юнкор.

Наверняка каждый человек, пользовавшийся метро, согласится, что это самый удобный вид общественного транспорта.

Оно давно перестало быть только средством передвижения — это образ, без которого трудно представить современный мегаполис. Характерные звуки и запахи, множество людей, музыкантов, поразительная архитектура, отражающая историю страны… А началось все в 1935 году, когда запустили первые вручную вырытые 13 станций Сокольнической линии. Постепенно метрополитен все больше входил в жизнь города, количество линий увеличилось до 15, станций — до 250, а Москва окончательно приобрела два измерения — наземное и подземное.

До 1936 года машинистами в метро работали только мужчины, так как управление поездом и техническое его обслуживание были нелегким физическим трудом. Позже, в 80-х годах ХХ века, профессии машиниста женщин обучать перестали, и только с 2021 года девушки снова начали выезжать на линии наравне с коллегами противоположного пола. Это связано с улучшением инфраструктуры метрополитена, с внедрением новых технологий.

Протяженность линий Московского метрополитена на сегодняшний день составляет более тысячи километров, включая трамвайные пути. Сложно представить, сколько людей ежедневно там трудится! 68 тысяч человек каждый день выходят на работу, чтобы миллионы жителей столицы быстро и вовремя добрались из пункта А в пункт В.

— В метро более двухсот профессий: дежурные по станции, билетные кассиры, медики, машинисты, сотрудники службы безопасности, операторы, электромеханики и электромонтеры, встречаются и очень редкие узконаправленные профессии, всех перечислить невозможно! — рассказала начальник центра профориентации Транспортного комплекса Московского метрополитена Ольга Новикова.

Центр был создан в 2015 году, в честь 80-летия Московского метрополитена. Торжественное открытие состоялось на втором ярусе станции «Выставочная». Музей работает ежедневно с 10 до 18 часов, кроме праздников.

— В ходе бесплатных экскурсий мы подробно рассказываем о профессиях и истории метрополитена, — продолжает Ольга Новикова. — Если вы посетите нашу выставку, то увидите, что вся экспозиция поделена на блоки по службам — каждая отвечает за что-то свое. Интерес к работе подземки постоянно растет, особенно среди молодежи, поэтому мы начали формировать профориентационные группы.

В 2017 году Центр расширил поле деятельности, у нас появился психолог, который проводит перед началом экскурсии проф диагностику. А еще у нас есть тренажер машиниста, на котором школьники и все желающие могут попробовать ознакомиться с интересной профессией. Здесь можно увидеть изнутри кабину машиниста и покрутить там разные рычажки, «управляя» поездом. Кстати, на мониторе мы видим то же самое, что и машинист, управляющий составом: рельсы, тоннели, повороты… Ощущение реальности стопроцентное!

Я понимала, что условия вождения искусственные, хотя и максимально приближенные к реальным. Но все равно было очень волнительно! Множество ярких кнопок и рычаг управления поначалу привели меня в легкий ступор, но уже через несколько минут я почувствовала себя увереннее.

Живо представила, как настоящий машинист руководит составом, ускоряется и тормозит перед светофорами, выверяет буквально каждую секунду пути. Ведь если он задержится на станции всего лишь на несколько секунд, следующий состав проследует с опозданием в несколько минут. И так по цепочке. Вернуть все на правильные рельсы, то есть снова вой ти в график, весьма не просто.

Это очень трудная работа, требующая постоянной концентрации и внимания. В процессе тренировки я удивилась практически хирургической четкости действий, требуемой от машиниста, а также необходимости каждое мгновение следить за ситуацией.

Организация всего движения поразила меня своей продуманностью, а профессия машиниста оказалась гораздо увлекательнее, чем я могла предположить.

СПРАВКА

День работника транспорта — один из самых молодых праздников. Он был учрежден всего два года назад и призван сплотить всех сотрудников транспортной сферы страны, а это более четырех миллионов человек.

Решение о праздновании Дня работника транспорта 20 ноября принято неслучайно. Именно в этот день в 1809 году император Александр I учредил первый в нашей стране единый государственный орган в сфере транспорта — Управление водяных и сухопутных коммуникаций, а также Корпус инженеров путей сообщения и институт при нем.

Рекомендации