42 процента работающих россиян признались, что конфликтуют с руководством. Тема противостояния старших и младших, отцов и детей, актуальна во все времена. Мы спросили школьников, насколько часто они ввязываются в конфликты с родителями и педагогами.
Алиса Игнатова, школа № 1245:
— Я твердо убеждена, что очень важно прислушиваться к советам старших. От нас, подростков, взрослые в первую очередь отличаются намного большим жизненным опытом — они, даже несмотря на разницу между поколениями, имели те же проблемы и совершали те же ошибки.
Конечно, часто их точки зрения могут не совпадать с нашими. Как и не всегда и не во всем могут быть правы наши родители, наставники и педагоги. Однако оба поколения ни в коем случае не должны пытаться соперничать или идти друг другу наперекор. Только работая в команде, мы можем по-настоящему повлиять на мир.
Иван Елизаров, школа № 1101:
— Действовать наперекор старшим, родителям и педагогам, как правило, является типичным поведением подросткового возраста. В этот период жизни становится особенно важно выстраивание своей индивидуальности, самоидентификации и саморазвития, а это может часто приводить к конфликтам между ребенком и его окружением.
Возникающее желание построить свою жизнь по своим правилам может выражаться в постоянном недоверии к советам старших, в отказе следовать их указаниям или в поиске собственных путей и методов решения проблем. Однако важно осознать, что сопротивление авторитету не всегда оправдано. Старшие люди, родители и педагоги, обладают гораздо большим опытом и знаниями, которые накопили за годы жизни, и чаще всего их советы и инструкции имеют цель помочь и направить на путь успеха. Я стараюсь искать компромиссы, уважать мнение других и слушать советы, но в то же время не терять собственной цели и мечты.
Ксения Шерашова, школа № 1245:
— Я неконфликтный человек и стараюсь избегать ссор с людьми. Особенно если они старше меня, ведь к ним стоит проявлять уважение. Да, бывают ситуации, когда конфликта не избежать. Чаще всего разногласия происходят с незнакомыми людьми. Иное поведение у меня с людьми знакомыми. Я стараюсь не вступать в конфликт с родственниками, которые намного старше меня. Если говорить об учителях, то не стоит сразу вступать с ними в конфликт, ведь в большинстве случаев они правы, однако если есть возможность обсудить с педагогом возникшие разногласие спокойно, то, скорее всего, тебя поймут.
Если говорить про родителей или друзей, то с ними я иногда вступаю в конфликт, так как хорошо знаю их. Они с большей вероятностью поймут меня, и вскоре разлад забудется. Это не означает, что спорить с ними мне в радость.
Елена Бениксина, школа «Глория»:
— Нет, я не часто действую наперекор старшим, так как мои родственники практически никогда не указывают, что мне делать, только советуют. Педагогов всегда слушаю внимательно, потому что в области предметов, которые они преподают, я знаю гораздо меньше. Они много учились, получили эту профессию, знаний и опыта у них намного больше, чем у меня.
Однако если взрослый человек будет заставлять меня поменять собственное мнение по какой-то глобальной теме, я буду отстаивать свою точку зрения. Так как «сколько людей, столько и мнений» и нельзя заставить человека поверить во что-то насильно.
Кристина Архипова, школа № 1512:
— Нет-нет, действовать наперекор это не про меня. В моем понимании идти наперекор — искусственно создавать конфликт. А искать повод, выяснять отношения и выходить из конфликта отнимают большое количество эмоциональных сил и времени, это явно не подходит под мой стиль жизни. Не идти наперекор научили меня в семье. У нас дома живет пять человек, и родители с самого детства учили нас уважать друг друга, жить в мире и в обязательстве слушаться старших. Каждый, кто приходил к нам домой, отмечал спокойные и дружеские взаимоотношения между членами семьи. Также доказательством того, что я не иду наперекор, может служить то, что со всеми одноклассниками и учителями у меня хорошие отношения. И я не боюсь задать вопрос учителю и спокойно выслушать замечания по поводу своей работы.
Нина Добродеева, школа № 2083:
— Конечно, я шла наперекор взрослым. И даже не один раз! В основном такого рода столкновения происходят с родными, не с преподавателями или другими взрослыми. Чаще всего поводом становятся разные мнения насчет одного и того же. Например, я считаю, что до минус 5 шапку можно не носить, мама же имеет ровно противоположное мнение. Но скажу честно, одной шапкой это не ограничилось. Самая запоминающаяся попытка пойти против мнения родителей была связана с выбором второго дополнительного предмета для ОГЭ. Я выбрала историю, хотя я понимала, что никто не будет помогать мне к ней готовиться. Родители и преподаватель пытались отговорить, но я была непреклонна. Родители махнули рукой и дали возможность сдать экзамен. В итоге я сдала ОГЭ по истории на 5 и ни о чем не жалею.
Наргиз Гасанлы, школа № 1231:
— Часто ли я действую наперекор старшим, родителям, педагогам? Я отношусь к тому поколению, которое привыкло к свободе выбора и выражению своей собственной индивидуальности. Однако, когда сталкиваюсь с авторитетными фигурами, мне часто хочется узнать и их мнение, и их точку зрения. Надеюсь, со временем я найду баланс между своим внутренним голосом и приемлемыми для окружающих способами выражения своей индивидуальности. Но пока я готова идти и против старшего поколения, против родителей и педагогов, чтобы сохранить свое «я» и продолжать искать свободу и истину в своих поступках и решениях.
Анна Козина, школа № 1231:
— Однозначно нет. Меня с самого раннего детства приучили слушаться старших. Да и не очень логично это — перечить тем, кто явно повидал больше в этом мире. Но иногда бывает и такое, что старший неправ. Тогда возникает некоторая дилемма: с одной стороны, хочется возразить.
Ведь человек может и другим людям внушить свое мнение, а неправильная информация несет один вред. С другой стороны, детская привычка не перечить старшим мешает высказать свою точку зрения.
А потом и тема постепенно уходит. Да и кажется, будто бы каждый вправе думать о чем угодно и как угодно, и это уже не так важно, ведь это его дело… Я в подобных ситуациях обычно молчу. Слово — серебро, молчание — золото.
Варвара Дорошенко, школа № 1231:
— Когда у меня стоит выбор между чувствами (моими или других людей) и логикой, я выберу логику. В таких случаях очень важно разделять слова и мысли с действиями.
Говорить наперекор и, конечно, защищать свою позицию аргументами (проще говоря, спорить) я очень даже люблю! Чаще всего не имеет значения с кем, главное — чтобы аргументы с обеих сторон были интересные, иначе спор смысла-то не имеет. А вот на действия я не способна, наверное, только в крайнем случае. Все же уважение к старшим в такой ситуации берет верх!
Вероника Багдасарянц, школа № 1231:
— Что означает идти наперекор взрослым? Всем известна проблема отцов и детей. Думаю, что отсюда как раз-таки все и идет. У молодежи появляются новые кумиры и ориентиры, по этой причине нравоучения старших начинают молодых раздражать.
Лично я всегда сталкивалась с такой проблемой. Думаю, что на это повлиял возраст моих родителей. Наши взгляды из-за этого не совпадают. Сейчас для меня актуален подростковый бунт, и я считаю, что это очень важный период для подростка. Жаль, мои родители этого не понимают.
Ульяна Бондаревская, школа № 1231:
— Часто ли я действую наперекор старшим? А вот и нет. Я думаю, что уже вышла из того возраста, когда делаешь назло, сопротивляясь и доказывая, что ты знаешь лучше, что ты умнее. Уже два года я стараюсь прислушиваться к старшим, так как от них можно услышать очень мудрые мысли, получить в общении с ними полезный опыт. Взрослые не пытаются навредить, они всегда действуют из лучших побуждений, передавая свой опыт младшему поколению.
Вадим Петухов, школа № 1231:
— Да, делаю наперекор абсолютно все, когда мы вздорим. Часто делаю так из-за обиды. Однажды даже из дому сбежал: слова моего родителя меня расстроили, я решил не участвовать в дискуссии и просто уйти. Целую ночь не был дома. Ночевал у друзей и ходил гулять по ночному городу. Это был мой первый и, наверное, последний бунт.
Правда, родители знали, где я и что со мной. Мне кажется, что от конфликтов между «отцами и детьми» никуда не деться.
Таисия Смирнова, школа № 1231:
— В детстве я много ссорилась с родителями. Но, помню, в какой-то момент наткнулась на «дилемму дикобразов» Шопенгауэра, смысл которой легко переносится и на людей: чем ближе мы друг к другу, тем чаще и сильнее колем друг друга своими «иголками». Эта идея меня поразила, и я поняла, что нужно искать такое расстояние, на котором вы не будете ранить друг друга своими «иголками».
Иванова Елизавета, школа №1101:
Идти наперекор значит не соглашаться, спорить, перечить. Мы находимся в таком периоде, когда необходимо отстаивать себя и проявлять свою самобытность. Взрослые же жили в другое время, по другим правилам, понятиям. Мы новое поколение, которое обретает свои цели, смотрит на мир по-другому. У многих взрослых возникает недопонимание, как такое вообще может быть, у них же было всё совсем по-другому.
Что касается меня, я стараюсь не перечить своим родителям, старшим и педагогам. Я имею уважение, как к сверстникам, так и к старшим. Я могу быть с чем-то не согласна, я могу высказать свою точку зрения, но никак не повышать голос на старшего и не буду идти наперекор.
Для кого-то идти наперекор взрослым является нормой, они как бы пытаюсь казаться старше таким образом. Но они не учитывают того, что взрослые прожили больше, они были такими же, как и мы, в таких же похожих ситуациях, и совет, который они могу дать, поможет найти выход из той или иной ситуации.
Да, несомненно, наше поколение может быть не согласно с предыдущим, может возникнуть конфликт между поколениями. Но всё же взрослые, родители, педагоги хотят нам добра, хотят дать дельный совет, а не навязать своё мнение, им будет приятно, если мы не будем им идти наперекор ,а выслушаем, поблагодарим и уже сами решим, подходит этот совет нам или нет, прислушаемся мы к нему или сделаем по-своему.