Герои спектакля «Дачники»

Актеры сыграли спектакль на расстоянии вытянутой руки

  • Максим Родионов
  • 18.10.2021

Спектакль «Дачники» представили студенты режиссерского факультета ГИТИСа 12 октября. Сыграли его в интерьерах особняка Носова.

Классические произведения на то и классические, что остаются актуальными даже через века. Это касается не только великих романов или творчества бессмертных поэтов — классические произведения драматургии также до сих пор востребованы на русской сцене.

Одним из таких произведений является пьеса Максима Горького «Дачники», к которой и обратились выпускники режиссерского факультета ГИТИСа, поставив ее в качестве дипломного спектакля. Чтобы по-новому воздействовать на зрителя, студенты во главе со своими мастерами выбрали формат иммерсивного спектакля.

Слово современное, модное и многим (пока) незнакомое. Иммерсивный спектакль подразумевает вовлечение зрителя в действие. Вариантов такого подхода масса, как же поступили авторы новых «Дачников»? Взяли и поместили персонажей в самую знакомую и родную им среду — а вместе с ними и зрителей. Уникальность спектакля в том, что поставлен он не на сцене, а в стенах исторического памятника, в особняке купца Носова. Примечательно, что особняк был построен в том же году, в котором и написана пьеса Максима Горького. Где бы еще персонажи и действие смотрелись более органично?

Но просто поставить спектакль в старинном доме — дело нехитрое, и даже не такое уж оригинальное. Расположить в самом большом зале стулья рядками да играть так же, как на более привычной сцене, разве что размером чуть меньше. Тогда и писать было бы не о чем! Но гитисовцы пошли другим путем. Постановка представляет собой четыре картины, то есть действия, каждое из которых происходит в новой части дома. И ведь не только в комнатах: практически половина действия разворачивается в коридорах и даже на лестницах. До актеров можно буквально дотянуться рукой.

— Мы решили, что нужно этот спектакль превратить в такую «бродилку», и у себя в ГИТИСе играли его уже так, — делится режиссер и соруководитель творческой мастерской Владимир Байчер. — Но ГИТИС не очень для такого приспособлен. А здесь наша постановка прямо вписалась в пространство.

Действительно, этот особняк — современник Горького: декорации, более подходящие к его произведению, придумать трудно.

Правда, честно признаться, поначалу публика явно скептически относилась к сценографическим решениям: сидеть на ступеньках, пока актеры играют, кричат, живут буквально у вас перед носом — такой опыт способен оценить далеко не каждый зритель. Многие, судя по выражению лица, явно не оценили такой ход.

Но если сперва все происходящее ощущается не слишком убедительным, то со временем, постепенно, начинаешь погружаться в эту атмосферу начала двадцатого века. Мимо проходят уже не студенты, а герои Горького: они общаются, плачут, смеются — и все это так близко, кажется, стоит только протянуть руку — и можно попробовать на ощупь ткань, из которой изготовлен костюм актера. А ведь и правда можно!

— Самое сложное было то, что артисты должны были на расстоянии вытянутой руки от зрителя быть подлинными, — рассказывает постановщик. — Иметь внутренний мотив, чтобы разговаривать с другим человеком, высказывать свою позицию, быть искренними. Нужно было время, чтобы актеры поняли, как происходит эта игра.

В этом и проявляется та самая иммерсивность. Ведь с самими зрителями актеры непосредственно взаимодействуют по ходу спектакля достаточно редко: разок чаю предложат, шепнут что-то на ухо да позовут всех вместе в новую локацию.

Но именно это ощущение присутствия, как модно было говорить про 3D-фильмы в пору их появления, и дарит уникальный, ни с чем не сравнимый опыт.

Режиссер не ломает так называемую четвертую стену, а приглашает зрителя за нее.

Позволяет не просто посмотреть известную историю на сцене, но быть ее частью.

И ощущения, которые остаются после спектакля, сложно передать. Эта камерность дает представление сопричастности. Чувствуешь себя внутри действия, полностью в него погружаясь, начинаешь соотносить себя с одним из — даже не актеров, а персонажей пьесы. И это прекрасно!

Рекомендации