Юный корреспондент «Вечерней Москвы» Иван Отвагин на мастер-классе по игре на ударных

Бей, барабан, звените, тарелки!

  • Иван Отвагин
  • 22.01.2024

Сегодня любой, кто втайне мечтает о карьере в популярной музыке, будь то рок или эстрада, может сходить на мастер-класс и примерить на себя роль рок-звезды. Не то чтобы мне не давали покоя лавры всемирно знаменитых ударников вроде Ринго Старра или Чарли Уоттса, но нашей школьной группе потребовался человек, играющий на ударных. Для погружения в профессию была выбрана столичная студия Music-club.

Здесь обучают по четырем музыкальным направлениям, одно из которых — игра на барабанах. После недолгого ожидания появился учитель, который указал путь в подвал, в котором и проходили занятия. Моего сенсея в мире ударных звали Сергей.

Главной задачей барабанщика в музыкальной группе является создание и поддержание ритма, именно под этот ритм подстраиваются остальные музыканты. В этом ему помогают восемь различных барабанов и тарелок, из которых состоит барабанная установка. Для ритма в среднем используют два барабана и одну тарелку хай-хэт.

Хай-хэт — это две тарелки и педаль, регулирующая положение тарелок. Если педаль зажать, то звук получится более глухой и четкий. Открытый хай-хэт звучит долго и несколько неэстетично. В арсенале инструментов ударника есть две палочки, которыми заняты руки, и две педали, предназначенные для ног.

— Мы учимся по нотам, я пишу ноты, а ты играешь по ним, — объяснял Сергей, рисуя на доске зеленые скобочки, красные крестики и жирные синие точки.

В первый момент такое несколько пугает, но на деле все не так страшно. Вначале нужно было просто шесть раз ударить в малый барабан, создавая ритм. После успешного выполнения этого задания добавился удар по хай-хэту палочкой и по бас-бочке с помощью педали. После нескольких кругов выдерживать ритм — почти невозможная задача: то нога на педали ударяет не в очередь, то рука пытается стукнуть по другой тарелке вместо нужной. Ритм неумолимо идет вперед, а тебя терзает мысль: «Ну это же легко, почему я не могу это сделать?!» Безупречно получилось сыграть только на 30-м круге, и тогда Сергей решил включить музыку, чтобы я подстраивался еще и под мелодию. Первый трек был незнакомым, поэтому проблем не вызвал. Но потом включилась группа Gorillaz, и руки самостоятельно начали подыгрывать, но нужно было соблюдать заданный ритм — и это оказалось проблемой.

— Мозг закипает, — прокомментировал мой наставник.

После трех минут неудачных попыток Сергей сжалился и включил We will rock you, где весь ритм — это три почти одинаковых удара. Играть этот трек было очень атмосферно и легко. На этом первый урок завершился. По словам Сергея, начинающие барабанщики начинают чувствовать ритм на 100 процентов только после 7–10 занятий. А значит, учиться, учиться и еще раз учиться.

КСТАТИ

Первые три места в мировом рейтинге музыкантов-ударников XX века занимают британцы. Лучшим барабанщиком всех времен и народов по версии журнала Rolling Stone признан Джон Бонэм (1948–1980) из Led Zeppelin. Вторую строчку занимает ударник The Who Кит Мун (1946–1978). А третью — Джинджер Бейкер (1939–2019) из Cream.

ГДЕ ГОТОВЯТ БУДУЩИХ РОК-ЗВЕЗД

В Москве хватает предложений для начинающих звезд рока и эстрады. Услуги по обучению игре на ударной установке предлагают в музыкальной студии Sokol.

Ценник, конечно, кусается, но, возможно, оно того стоит. В школе барабанов «Драйв» тарифы заметно ниже, а еще зовут прийти на первое бесплатное занятие. Зато школа музыки и вокала «Арт Фа» предлагает экспресскурс, обещая результат уже после четырех уроков. Вполне вменяемо выглядит и предложение от школы «Красный химик».

Кроме того, как оказалось, есть и немало онлайн-школ. Дистанционные занятия на ударных проводят, в частности, проект «Моя Мечта», M-GROOVE, «Простой ритм»… В общем, можно найти курсы на самый разный вкус и бюджет. Держись, старик Ринго, мы идем!

Рекомендации