Кадр из фильма "Летчик", 2021 год

Бронзовая статуэтка сочувствия не вызывает

  • Максим Родионов
  • 13.12.2021

Премьера фильма режиссера Рената Давлетьярова «Летчик» состоялась 2 декабря. На ней побывал и наш юнкор.

У нас в стране любят фильмы про войну, что уж говорить. В разные периоды складывалась определенная «мода» на темы таких фильмов: когда-то много снимали про подвиги пехоты — сначала были истории сплоченной группы храбрецов, потом — конкретного героя. Не так давно те же храбрые солдаты пересели на танки — это связано, вероятно, с большей зрелищностью. Сейчас, например, «в моде» авиация: недавно вышел «Девятаев», теперь вот — «Летчик».

Примечательна картина тем, что, хоть герой и является летчиком-истребителем, войны на экране вы почти не увидите. Без войны не так эффектно, зато что-то оригинальное для современного кинематографа. Дальше — больше.

Картина, конечно, о подвиге, только вот здесь главный герой побеждает не только и не столько фашистов, а в первую очередь дикую природу и самого себя.

Завязка такова: капитан Николай Комлев (его сыграл актер Петр Федоров), выполняя ответственное задание, терпит крушение в лесу зимой, но выживает. Он должен добраться до своих, скрываясь от отряда немецких солдат, которые намерены найти его во что бы то ни стало (вспомнили историю Алексея Маресьева? Правильно, он стал одним из прототипов главного героя).

Здесь начинается основная история и, пожалуй, лучшая часть фильма. Николаю, с раненной ногой, приходится пробираться через заснеженные леса, питаясь чем придется (запасов-то никаких нет) в лютые морозы.

Сцены в лесах сняты красиво, Федоров вполне натурально передает страдания героя — сочувствие у зрителя вызывает. И все бы прекрасно работало, если бы весь фильм был об этом. Но, во-первых, сбивает то, что борьба героя за жизнь постоянно прерывается флешбэками, в которых поведана история любви главного героя. Показывают нам, что любовь к Ольге заставляет его бороться. В начале фильма это выглядит как попытка добавить герою глубины, а на деле только рушит ритм и атмосферу, а наш летчик все равно остается неким собирательным образом (каким он, в общем-то, и является, ведь прототипом главного персонажа картины стали реальные истории аж девяти человек) солдата-героя без каких-то личностных особенностей.

Если в условиях выживания это несущественно, то в любовной истории выглядит как минимум неубедительно. Во-вторых, длится этот тяжкий путь лишь треть фильма.

Создатели, кажется, решили, что это не тот подвиг, который стоит воспеть. В какой-то момент Николай полностью теряет дееспособность, и тогда на экране появляются новые персонажи, которые решают помочь «красному офицеру».

И вот эти-то второстепенные герои чуть ли не интереснее главного. Эти эпизоды хорошо сняты и конфликты в них интересные, но художественно они не обусловлены, потому что никак не вяжутся с последним актом фильма. Так что эти минут тридцать можно было бы и вырезать.

Но, если быть честными, лучше бы вырезали не эти тридцать минут, а последние. До финальной трети фильма не без огрехов, но вырисовывалась неплохая, вполне себе героическая история. Довольно новая для фильмов о Великой Отечественной войне.

Финал фильма рассказывать, конечно, не будем, но последняя его треть снята будто бы другим режиссером. Меняется общее смысловое направление, без объяснения подменяются мотивы героя, а патриотический пафос — в плохом смысле этого слова — убивает всю эмпатию к настрадавшемуся летчику.

Разве можно сопереживать бронзовой статуэтке, в которую его в конце превращают создатели фильма? Подвиг выживания обесценен. Непонятно в таком случае, зачем мы это смотрели.

Складывается впечатление, что у авторов была задача осветить конкретную ситуацию, но хронометража она заняла всего-то полчаса — пришлось придумать еще час оригинального сюжета.

Но ради первой части на фильм сходить определенно стоит. А концовку можно и не досматривать.

Рекомендации