Site icon Пресса в образовании

Дорогая, я в гараже

Дорогая, я в гараже

В Музее Москвы проходит выставка, посвященная советской гаражной культуре. Посетители могут оценить, поменялось ли что-то с 60-х годов XX века и до наших дней.  

История строительства коллективных гаражей в СССР началась в 1960-е годы. И именно в них обрела свое счастье огромная масса советских мужчин. Выставка стала отражением той эпохи. Посетители как будто погружаются в атмосферу разноцветных железных одноэтажных коробок, грунтовых дорог с грязными коричневыми лужами. Где-то наверху тихо играет старинное радио. А на одной из стен мелом написано: «Куплю гараж». Изначально эта постройка должна была служить домом автомобилю. Но находчивые советские граждане придумали еще тысячи различных вариантов применения 18 квадратных метров, выделенных одному автовладельцу. И гараж стал местом сбора различных предметов. Иногда — необходимых автомобилисту запчастей. Но чаще его заполняли условно нужными предметами, которые могут пригодиться в будущем. Они скапливались в огромные груды, норовя вытеснить из гаража сам автомобиль.

Но определенный круг буквально прописался в этой железной коробке. Поэтому некоторые гаражи были переоборудованы под мастерские с верстаками, сверлами и станками. Народные умельцы могли превратить обычный велосипед в мопед, доработать конструкцию только что купленного шкафа, сделать полку или починить стиральную машину. Позже стало набирать и движение «Самоавто», участники которого самостоятельно изготавливали автомобили из подручных материалов и даже устраивали соревнования на них. А победу надо отметить! И где, как не в гараже, это лучше всего сделать?

Не оставались в стороне и бизнесмены, которые начали организовывать в своих железных постройках незаконные частные автомастерские. Тогда же возникли термины «гаражник» и «дядя Вася», которыми именовали автомехаников-нелегалов. После развала Советского Союза их деятельность была легализована. В наше время гаражи используют в самых разных коммерческих целях: некоторые переделаны в лофты, другие превратились в аэротрубы.

Лично я стабильно посещаю гараж своего дедушки дважды в год. Весной, когда нужно поменять зимние колеса на летние, а осенью — проделать ту же операцию с точностью до наоборот. Это всегда долгое, муторное, грязное занятие, не вызывающее особой радости.

Говорят, что поколение настоящих гаражников уже прошло. И нынешние владельцы в большинстве случаев используют свои постройки по назначению. Да и в большинстве случаев на смену гаражным кооперативам пришли многоуровневые паркинги и персональные машиноместа. А гаражные кооперативы, кажется, навсегда ушли в прошлое.

СПРАВКА

Первый автомобильный гараж в России был построен в 1905 году в Царском Селе.

Автором проекта здания в англосаксонском стиле выступил архитектор Царскосельского дворцового управления Сильвио Амвросиевич Данини. К концу 1906 года в гараже было уже 6 автомобилей. Затраты на обустройство гаража и покупку транспорта непрерывно возрастали, поэтому уже к 1910 году в императорском гараже уже был 21 автомобиль.