Site icon Пресса в образовании

Драгоценности балетного мира зрители увидели на киноэкранах

Рixabay

Рixabay

Чаще всего в кинотеатрах мы смотрим фильмы. В последние годы распространенной практикой стал показ там спектаклей.

Но вряд ли кто-то из нас когда-нибудь видел в кино балет, да еще и прямую трансляцию из Большого театра! 23 января именно такая акция и прошла в наиболее крупных кинотеатрах Москвы: прямо в кинозалы велась прямая трансляция последнего в этом сезоне показа спектакля «Драгоценности», поставленного на сцене Большого еще в 2012 году. Что же это за постановка и в чем ее особенность?

Георгий Мелитонович Баланчивадзе — настоящее имя великого американского хореографа Джорджа Баланчина.

Людям, далеким от балетного искусства, он вряд ли знаком, но в театральном мире Баланчин — признанный мастер, спектакли которого многие десятилетия ставятся по всему миру, а его хореографию мечтают танцевать лучшие балетные мастера.

В 1967 году в Нью-Йорке Баланчин поставил спектакль «Драгоценности», считающийся одной из вершин его творчества. Как он сам рассказывал, на постановку этого балета его вдохновило знакомство с ювелиром Клодом Арпельсом и его новой коллекцией. Тогда хореографу пришла в голову мысль поставить балет «про камни». В нем планировалось три части, каждый акт должен был представлять собой аллегорию на один из драгоценных камней: изумруд, рубин и бриллиант.

Части спектакля отличались цветовым оформлением (зеленый, красный и белый соответственно), музыкой и стилем хореографии.

На самом деле эти части, как считается, отражают три крупнейшие балетные школы ХХ века: французскую, американскую и русскую. Сам Баланчин по этому поводу комментариев не давал, но этот автор никогда прямо не говорил о своих замыслах, в его спектаклях даже не было сюжета, только чистое искусство танца. Так и в «Драгоценностях» сюжета нет, зато есть яркие контрасты и глубокая художественная составляющая, которая позволяет интерпретировать происходящее на свой лад. Три разных контекста, разных настроения, разных способа ставить балет.

Первая, «изумрудная», часть отличается плавностью движений, размеренностью темпа. Играет нежная музыка Габриеля Форе, обрамляющая симметричные танцевальные композиции. От всего веет утонченной Францией. Баланчин всегда старался совмещать в своем творчестве черты классического балета, которые он воплотил в «изумрудах», и модернистские течения, которыми он напитался в Нью-Йорке.

Вторая, «рубиновая», часть дает резкий контраст. Вместо мягких романтических тюник — короткие юбки, не сковывающие движений; вместо плавных па — резкие позы и задорные прыжки; вместо зеленого — красный.

На фоне играет неоднозначная музыка Стравинского, с которой сама хореография будто ведет спор. Эта часть отражает «джазовый» и живой американский балет. Яркое представление с намеренно асимметричными фигурами, стремительными движениями, которое передает развязное настроение Америки шестидесятых годов ХХ века.

Последний акт, «бриллиантовый», посвящен русской школе. На балеринах классические белоснежные пачки, на фоне музыка Чайковского, а хореография полна гармонии и величественного духа русской балетной школы. Основной частью является па-де-де ведущих артистов спектакля. Их танец наполнен грацией и какой-то небесной чувственностью. Спектакль «Драгоценности» считается шедевром мирового балета, и поставить его невероятно трудно, потому что при внешней легкости движений эта хореография требует высокого мастерства. Да и не в каждой труппе найдется шесть солистов такого уровня, который требуется для трех частей произведения.

Идея показать балет в кино невероятно удачная. Очень интересно увидеть закулисную работу театра. Во время антрактов, пока публика гуляет по фойе, в кинотеатрах зрителям демонстрируются съемки со сцены — за опущенным занавесом! Интервью с костюмерами, танцовщиками и главным балетмейстером — все создает дополнительный слой при восприятии спектакля.

Но что важнее, такая акция способствует развитию интереса к балету. Только небольшой процент ценителей понимают красоту балетного искусства, а приобщиться к нему людям новым довольно трудно, потому что просто попасть на балет в Большой театр — уже непростая задача, билеты (которые, кстати, не всем по карману) надо покупать заранее, а планировать что-то даже на месяц вперед сейчас крайне тяжело и рискованно. Посмотреть балет в кино — это замечательный способ поближе познакомиться с этой культурой, открыть для себя новые грани.

А поняв после нескольких посещений кинотеатра, что балет — это здорово, можно начать собираться и на живое представление.